Создание учебно-познавательной тропы «Ландшафты родного края»
Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Экология и природопользование» среди работ учащихся 10−11 классов |
Направление работы: Экология ландшафтов
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2065
Email: Написать
Предметы: Математика, Биология, Информатика, Экология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Наука для жизни» 04−05 апреля 2019 года
|
Актуальность
Экологическое образование играет огромную роль в развитии экологической культуры личности и общества, которое формирует мировоззрение, позиционирующее себя в окружающем мире как обязательный элемент устойчивого развития природы и общества. Одним из способов влияния на экологическое мировоззрение школьников является создание учебно-познавательных троп и организация экскурсий на них. Живописные ландшафты окрестностей города Московский давно посещает местное население и школьники. Здесь есть потенциал для исследований и проведения экскурсий.
Цель работы: создание учебно-познавательной тропы «Ландшафты родного края» в окрестностях города Московский.
Задачи
- Рассмотреть опыт создания учебно-познавательных троп по разным источникам.
- Изучить природные особенности территории для включения их в содержание заданий исследовательского характера для обучающихся школы.
- Разработать маршрут тропы с учётом показа разнообразия ландшафтов.
- Разработать экскурсионный материал для участников экскурсий.
- Подготовить проект создания тропы и представить его администрации города Московский для согласования совместных действий.
Содержание работы
При изучении материалов, отражающих опыт создания учебно-познавательных экологических троп, было выявлено, что они должны быть краткими по протяжённости маршрута, а также доступными и информативными. Основным фактором, влияющим на выбор маршрута тропы, является разнообразие природных сообществ.
При изучении территории составлен перечень экскурсионных объектов с учётом возможностей их использования при проведении экскурсий. Выделена территория пойменного луга в долине реки Ликовы, где на относительно маленьком участке (около 0,7 га) определена и изучена экотонная система перехода от аквальных условий реки к зональным условиям коренного берега. Эта территория предлагается нами для проведения метапредметных и исследовательских занятий.
Для изучения экотона заложена трансекта из девяти площадок.
На каждой из них определёны видовой состав травянистого яруса и площадь проективного покрытия. По «методу конверта» отобраны пробы почв в пяти точках и определена их кислотность методом водного раствора. Проложен нивелирный ход, построен график изменения освещённости. Применена методика геоботанического описания пробных площадей. На площадках рассчитан индекс Сёренсена-Чекановского, показывающий процент сходства их между собой, проведён статистический кластерный анализ по коэффициенту Жаккара и фитоиндикации для выявления факторов, оказывающих воздействие на изменение состава растительных сообществ. (Элленберг, 1996). Определено 72 вида растений из 32 семейств. Выяснилось, что на биологическое разнообразие данной территории влияют близость леса и гидрологический режим поймы реки Ликовы. Разработан маршрут тропы с учётом сложившейся тропиночной сети. Маршрут длиной около 2-х километров включает 16 остановок.
На протяжении всего пути можно наблюдать разнообразные природные сообщества: еловый, смешанный и широколиственный типы леса, пруд, пойменный луг, река. Тропа относительно удалена от точек нахождения редких и исчезающих видов Красной книги г. Москвы (2-е издание). С целью детального и увлекательного проведения занятий во время экскурсий для учащихся разработано 12 заданий. Снят видеофильм, демонстрирующий порядок действий по определению кислотности почвы. Разработан и проведён мастер-класс «Статистические исследования для экологического мониторинга» с обучающимися профильных классов школы, участников проекта «Инженерный класс в московской школе».
Оснащение и оборудование, использованное при создании работы
График изменения освещённости построен с использованием регистратора данных SPARK и цифрового датчика уровня света PASCO; для изучения кислотности почвы применена методика определения pH школьной лаборатории «Экознайка».
Выводы
- Анализ литературы позволил выделить основные критерии, необходимые для выбора маршрута и создания программы проведения экскурсий.
- Ландшафтное разнообразие территории обусловливает организацию разнообразных тематических экскурсий.
- Совместно с администрацией г. Московский достигнуто понимание, что учебно-познавательная тропа станет эффективным средством экологического просвещения школьников и местного населения.
Перспективы использования результатов работы
Проект по созданию тропы представлен главе администрации и совету депутатов г. Московский на плановом заседании. По плану закупок на 2019 год администрацией г. Московский выделено более 3 млн рублей на устройство экологической тропы в городе. Утверждён список необходимого оборудования. Тропа будет иметь образовательное и просветительское значение.
Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы
Институт водных проблем Российской академии наук. Консультант − д. г. н. Новикова Нина Максимовна.
Награды/достижения
1. Всероссийская олимпиада школьников по экологии – призёр заключительного этапа.
2. «Мой город. Моя Москва» – победитель.
3. Московский городской конкурс исследовательских проектов – победитель.
4. Московский городской конкурс «Отечество» – победитель.
Особое мнение
«Думаю, что создание учебно-познавательной тропы совместно с органами местной власти – это яркий пример участия школьников в социально значимых мероприятиях. Знания, полученные в современной школе, могут быть использованы при решении местных экологических проблем»