Проекты*

Анализ осведомлённости представителей разных поколений о положениях гендерной теории

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: Социология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 851
Предметы: Обществознание
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

В современном мире СМИ и другие источники информации часто освещают темы, касающиеся дискриминации людей по тому или иному признаку. Чаще всего в таких высказываниях фигурирует сексизм. Рост популярности этой темы в настоящее время послужил основой исследования.

Цель

Проанализировать осведомлённость представителей разных поколений о положениях гендерной теории и выявить закономерность влияния воспитания на дальнейшую гендерную социализацию.

Задачи

  1. Определить возрастные рамки представителей разных поколений.
  2. Проанализировать научную литературу по теме.
  3. Исследовать осведомлённость представителей различных поколений о положениях гендерной теории.
  4. Исследовать влияние воспитания на гендерную социализацию.

Гипотеза

Осведомлённость людей об основных положениях гендерной теории зависит от их возраста.

Описание

Автором изучена и проанализирована научная литература по выбранной теме, рассмотрено понятие толерантности, её демократическая ценность, типы. Кроме этого, автор рассмотрел использование в современной науке понятия «толерантность» в разных аспектах. Часть проведённого исследования затрагивала такие темы, как гендерная теория и стереотипы, гендерное воспитание и социализация, формирование гендерной компетентности, феминность и феминизм, сексизм как форма несогласия с гендерной теорией и его классификация.

Аналитическая часть исследования была выполнена с использованием сервиса Google Forms. Автор провёл анкетирование в два этапа. Первый – анализ осведомлённости о значениях понятий, второй – изучение влияния воспитания на отношение к гендерной теории и смежным понятиям.

В анкетировании прияли участие пять возрастных групп:

  • Поколение бэби-бумеров (BB, 1951–1965гг.)
  • Поколение X (X, 1966–1980гг.)
  • Поколение Y (Y,1981–1995гг.)
  • Поколение Z (Z, 1996–2010гг.)
  • Поколение A (A, 2010г. – н.в.)

Вопросы тестирования:

  1. Что такое гендер?
  2. Что такое сексизм?
  3. Что такое толерантность?

Большее количество правильных ответов на первый вопрос наблюдается среди представителей поколения Y. Представители остальных поколений не перешли порог в 50% правильных ответов, т.е. данный термин является малознакомым для представителей других поколений. Это может быть связано с малой освещаемостью различий социального и биологического полов в течение долгого времени.

По ответам на второй вопрос можно сделать вывод, что в большей степени понимание термина сексизм было выделено у представителей поколения Z. Представителями поколений BB, X и Y также был преодолён порог в 50%, взятый для определения частичной осведомлённости. Также можно увидеть постепенное увеличение осведомлённости от поколения ВВ до поколения Z, что может свидетельствовать о возрастании интереса к теме или повышении её популярности. Меньшая осведомлённость выявлена среди представителей поколений МП и A. В случае с поколением A это может быть обусловлено ранним возрастом, тогда как в случае Молчаливого поколения на это во многом влияет политика цензурирования, проводимая в стране долгое время, а также новизна термина.

Результаты третьей части опроса указывают на то, что представители поколений ВВ, X, Y и Z в большей степени осведомлены о значении термина толерантность. Необходимо отметить, что наблюдается постепенное повышение осведомлённости, вызванное, возможно, повышением освещаемости СМИ, а также международными организациями (ООН, ЮНЕСКО). МП и поколение А осведомлены о значении понятия лишь частично. Низкая осведомлённость поколения А, возможно, обоснована малым возрастом, в то время как низкий по сравнению с другими показатель молчаливого поколения можно объяснить новизной социологического употребления понятия.

Результаты работы/Выводы

В теоретической части исследования была рассмотрена гендерная теория и непосредственно связанные с ней понятия. На основе выводов, сделанных после проведения аналитической части, можно утверждать, что выдвинутая в начале исследования гипотеза доказана, то есть осведомлённость людей о значении понятий, связанных с гендерной теорией и непосредственно составляющих её, зависит от поколения, представителем которого является индивид.

Награды/достижения

Конференция «Молодые исследователи» НИУ ВШЭ Санкт-Петербург – призёр