«Умные» весы для работы в условиях морской качки на научных судах
Работа призёра конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Электроника и приборостроение» |
Направление работы: Инженерная геология, Океанология, Морское приборостроение, Морская геология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2065
Email: Написать
Предметы: Физика, Информатика
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года
|
Актуальность
Изучение состава и свойств отложений, покрывающих дно морей и океанов, очень важно для строительства морских сооружений, поиска и добычи минеральных ресурсов, изучения изменений климата на нашей планете и истории формирования Мирового океана. Такие физические свойства донных осадков, как плотность и влажность необходимо определять в морских экспедициях на борту судна сразу после того, как образцы осадков подняты со дна. Для определения этих свойств образцы осадка известного объёма взвешиваются во влажном и высушенном состоянии. Взвешивание образцов осложняется движением судна на волне с ускорением, что делает невозможным применение стандартного подхода с использованием электронных лабораторных весов. Ускорение судна на волне складывается или вычитается с ускорением свободного падения (которое может также меняться по мере изменения широты расположения судна, например, в трансатлантических рейсах). В настоящее время взвешивание образцов донных осадков в рейсах ИО РАН осуществляется с помощью рычажных «аптекарских» весов с набором разновесов (грузов). Количество образцов для взвешивания в ходе экспедиции исчисляется сотнями, поэтому процесс измерений отнимает большое количество времени и сил учёных. Автоматизация процесса поможет повысить производительность и точность измерений.
Цель
Cоздание прототипа дешёвых электронных аналитических весов, способных работать в условиях морской качки и обеспечивать точность до 0,05 г.
Задачи
- Проектирование, изготовление и сборка основных конструкционных элементов прототипа.
- Подбор, подключение и настройка электронных компонентов.
- Написание программы для управления работой весов.
Оснащение и оборудование, использованное при создании работы
– 3D-принтер FELIX 3.0
– Паяльная станция
– Персональный компьютер
– Тензодатчик – 100 г (max)
– Аналогово-цифровые преобразователи HX711
– Плата Arduino NANO
– Модуль считывания штрих-кода
– ЖК-дисплей 16x2 (I2C)
– Модуль реального времени
– Модуль чтения/записи на SD-карту
– Макетная плата
– Тактовые кнопки
– Соединительные провода и кабели
Описание
Автор проектной работы выполнил проектирование основных конструкционных элементов прототипа с помощью программного обеспечения Autodesk Fusion 360, изготовил эти элементы методом 3D-печати. Автор осуществил подбор, соединение и настройку электронных компонентов, написал программное обеспечение, собрал итоговый прототип и провёл его испытания.
Результаты работы/выводы
Создан прототип аналитических весов для работы в условиях качки на научных судах. Принцип работы весов основан на объединении в одном устройстве двух комплектов одинаковых электронных весов. На одних весах установлен «эталонный» грузик с известной массой (20 г), на вторые весы ставится объект, массу которого необходимо измерить. Поскольку «эталонный» грузик и объект для измерений находятся в процессе взвешивания близко друг от друга, то можно допустить, что на них в равной степени будут действовать все сторонние силы, связанные с креном и вертикальными перемещениями судна на волне. Зная показания тензодатчика с «эталонным» грузиком и показания датчика c образцом, можно вычислить искомый показатель. Весы позволяют сканировать штрих-коды с номерами контейнеров для отбора образцов осадка и записывать эти данные вместе с результатами измерений на SD-карту. Такой подход снижает вероятность ошибки при записи результатов измерений.
Перспективы использования результатов работы
Результаты проекта будут востребованы широким кругом научных и промышленных организаций, занимающихся проведением исследовательских и инженерно-геологических работ в море (в т. ч. ИО РАН, ГИН РАН, Геологический факультет МГУ, ВНИИОкеангеология).
Прототип весов планируется испытать в реальных условиях на борту научно-исследовательских судов «Академик Сергей Вавилов» и «Академик Иоффе» летом и осенью 2021 года (Балтийское море, Центральная Атлантика). В ходе дальнейшей работы над проектом планируется увеличить быстродействие работы весов за счёт использования более совершенного контроллера. Планируется оптимизировать форму весов и расположение электронных компонентов; для этого – спроектировать и заказать изготовление печатной платы для размещения электронных компонентов.
Сотрудничество с вузом/учреждением при создании работы
Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН
Награды/достижения
1. Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся, 2021 – призёр.
2. Конкурс проектов и исследований «Инженеры будущего» (направление «Инженеры») открытой городской научно-практической конференции «Инженеры будущего» – призёр
Мнение автора
«Весы для работы в условиях морской качки – интересный, а также полезный различным группам учёных, работающих в открытом море, прибор.
В ходе работы над проектом я узнал много нового о мировом океане, а также научился работать с Arduino и проектировать модели для 3D-печати.
Я достиг поставленных целей и создал прибор, способный проводить взвешивание на морских судах»