Проекты*

Соловецкий лагерь особого назначения: основные этапы развития, организация труда и быт заключённых

Работа победителя конкурса проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» в секции «Общественно-научные предметы»

Направление работы: История
Авторы работы: Экономический лицей ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Предметы: История, Обществознание
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Наука для жизни» открытой городской научно-практической конференции «Наука для жизни» 2021 года

Актуальность

Соловки являются одним из уникальнейших памятников нашего времени, объектом культурного и природного наследия Арктики, объединяющим в одном месте несколько исторических эпох в жизни России. При этом в истории Соловков достаточно и поистине трагичных страниц, самые масштабные из которых связаны с деятельностью Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН, «Соловки») в 20–30-х годах ХХ века.

Цель

Выявить зависимость между трансформацией политического режима в РСФСР и СССР и изменениями в системе управления и жизни в Соловецком лагере особого назначения.

Задачи

1. Изучить и проанализировать материалы по истории Соловецкого лагеря.

2. Изучить влияние модели организации деятельности Соловецкого лагеря на формирование системы ГУЛАГа в СССР в 20–30 гг. ХХ века.

3. Описать особенности организации системы управления и режима Соловецкого лагеря и их изменения в 20–30-х годах ХХ века. Соотнести их с изменениями политической ситуации в СССР в целом. Проследить связь между внутриполитическими процессами в СССР и трансформацией Соловецкого лагеря.

4. Изучить жизни отдельных людей, заключённых в СЛОН по политическим мотивам, согласно их мемуарам. Смоделировать и составить примерный распорядок жизни и каждого отдельного дня в лагере, основываясь на воспоминаниях заключенных.

5. Изучить историю газеты «Новые Соловки» в СЛОНе и проанализировать её воздействие на аудиторию.

Описание

В исследовательской работе автором предложена периодизация изменений внутриполитической ситуации в СЛОНе и СССР в целом.

I период: 1920–1923 годы. На месте Соловецкого монастыря создаётся совхоз «Соловки». Среди первых заключённых – духовенство и «каэры». Люди ещё имели право свободно передвигаться по всей территории, труд был полупринудительным. И причины этого просты: большевики хотели показать, что их места заключения отличаются от царских каторг, присутствовала боязнь реакции европейских социалистов. Ещё не закончилась гражданская война, и Советская власть не обладала такими развитыми институтами концентрационных лагерей, как это произойдёт позже.

II период: 1923–1929 годы. В этот период для власти изоляция и уничтожение инакомыслящих были чрезвычайно важной задачей наряду с построением в концлагерях «комунны» – прообраза прекрасного коммунистического будущего. Для этих целей Советской власти и нужен был СЛОН, а впоследствии и все концлагеря в СССР. В СЛОН стали попадать все категории заключённых, среди них – большое количество интеллигентов, осуждённых по «политическим» статьям. Во многом с этим связан расцвет культурной жизни в лагере: разнообразные газеты, СОАОК и СолТеатр.

III период: 1929–1934 годы. Масштабы лагерных задач были увеличены в разы, а политическая диктатура усиливалась, при этом и ранее её масштаб был очень велик. Период характеризуется постоянными изменениями в административной структуре. Построение нового общества было уже неинтересно Советским властям. Лагеря начали применяться просто для расправ над политическими оппонентами и использования их в качестве рабочей силы.

В 1932 году окончательно закрыты все культурные учреждения СЛОНа, их влияние было признано «вредительским».

IV период: 1934–1937 годы. Этот период ознаменовался повсеместным преследованием троцкистов и зиновьевцев. Фактически постановлением Президиума ЦИК СССР от 01 декабря 1934 года в СССР были разрешены пытки подозреваемых. В то же время лагерь на Соловках постепенно терял свою актуальность: все ресурсы острова были исчерпаны, леса вырублены. С 1934 г. здесь располагалось лишь одно из многочисленных отделений БелБалтЛага –

8-е Соловецкое специальное отделение (штрафное).

V период: 1937–1939 годы. Этот период в истории ознаменовался самыми массовыми репрессиями, именующимися «Большим террором». Соловецкий лагерь 20 февраля 1937 реорганизован в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН), отличавшуюся крайне суровым режимом. В СТОН царила абсолютная секретность. Вместо имён узников – номера, осуществляющийся ежеминутно контроль. Тюрьма использовалась для расстрелов и изоляции «секретных врагов народа».

Автор составил примерный распорядок жизни и каждого отдельного дня в лагере, основываясь на воспоминаниях заключённых.

  1. Подъём в 5–6 часов утра.
  2. Скудный завтрак (в зависимости от трудоспособности заключённого).
  3. Всеобщее построение и получение нарядов.
  4. Работы в лагерных командировках с перерывом на обед (не всегда). Работали заключённые минимум по 12 часов в день. Сложность работ определялась степенью трудоспособности человека.
  5. Возвращение в бараки – к 20:00.
  6. Небольшой ужин.
  7. Отбой.

В ходе изучения истории газеты «Новые Соловки» автор проанализировал её воздействие на аудиторию. Предназначена она для двух категорий читателей (заключённых и их родных). На Соловках читали, прежде всего, краткую информацию о жизни в СССР и столь же краткий обзор международного положения, располагавшиеся на первой странице выпуска, официальную часть: некоторые постановления коллегии ОГПУ и управления лагерей. Других газет не допускалось, поэтому газета была единственным ресурсом информации для заключённых, а для родных – о жизни своих близких.

Выводы

  1. Автор пришёл к выводу, что трансформация политического режима в СССР неизменно влекла за собой изменение в режиме содержания и административной структуре СЛОНа.
  2. В результате изученных воспоминаний автором описаны основные положения быта заключённых Соловецкого лагеря: повседневная жизнь и ежедневный распорядок заключённых, то, как заключённые сохраняли одежду во сне и количество спальных мест в принципе, положение больных людей в лагере. В результате стала известна общая картина положения заключённых в лагере.
  3. В результате изучения газеты «Новые Соловки» автор пришёл к выводу, что она являлась непосредственным инструментом пропаганды. Газета имела конкретные цели, направленные на две основные аудитории: читавших заключённых и их родных, желавших узнать хоть какую-то информацию о своих родных – заключённых СЛОНа.

Награды/достижения

Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся (МГК) – победитель.

Конкурс «Проектный рейс» – победитель

Мнение автора

«Принимать участие в конференции «Наука для жизни» мне очень понравилось. Считаю, что это очень интересный опыт, который обязательно пригодится мне в дальнейшем»