Проекты*

Взаимосвязи между гипоксической устойчивостью, астеническими состояниями у детей и психологическими характеристиками (Опросник детской тревожности CMAS)

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1501
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В современном мире наблюдается повышенная распространённость тревожности и проявлений астении среди населения. Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития события. Это связано с напряжённым ритмом жизни, снижением устойчивости к стрессу в условиях дефицита времени, переизбытка информации, использовании новых технологий. Всё чаще это состояние встречается у детей и подростков.

Для решения данной проблемы большое распространение приобретает метод гипоксической терапии, который заключается в контролируемом аппаратном дыхании газовой смесью с пониженным содержанием кислорода. В ряде исследований показано, что гипоксическое воздействие вызывает умеренную стрессорную активацию организма, что при регулярном воздействии приводит к повышению адаптивных возможностей организма к различным видам стресса, в том числе и психологическому. В связи с этим представляет интерес наличие взаимосвязи между гипоксической устойчивостью и астеническими состояниями у детей.

Цель

Изучить характер взаимодействий между параметрами гипоксической устойчивости, результатами опросника для диагностики астении (И.К. Шац) и тревожности (CMAS) у детей.

Гипотеза
Существует выраженная взаимосвязь между устойчивостью/чувствительностью к гипоксии, уровнем астенического состояния и детской тревожностью у детей.

Задачи

1. Определить значение терминов: «гипоксия», «астения» и «детская тревожность (CMAS)».

2. Изучить методы исследования.
3. Проверить выдвинутую гипотезу с помощью практических и теоретических методов познания живого.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Гипоксикатор «ReOxy» с пульсоксиметрическим датчиком Ai Mediq

• Программа для статистической обработки данных STATISTICA 11.0

Описание работы

В исследовании приняли участие 20 здоровых добровольцев-школьников в возрасте 10–12 лет. Протокол исследований был сформирован в соответствии с положениями Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека и одобрен комиссией по биоэтике Сеченовского Университета.

Под руководством преподавателей кафедры нормальной физиологии Сеченовского университета была проведена серия исследований. Индивидуальную чувствительность/устойчивость обследуемых к гипоксии определяли путём проведения 10-минутного гипоксического теста (ГТ): дыхание через маску газовой смесью с 10%-м содержанием О2, а по его завершении обследуемые получали через маску в течение 3 минут гипероксическую смесь (30%-е содержание О2). Исходно регистрировали систолическое (АДс) и диастолическое артериальное давление (АДд), частоту сердечных сокращений (ЧСС). Для создания гипоксических и гипероксических газовых смесей использовали опытный образец гипоксикатора «ReOxy» с пульсоксиметрическим датчиком Ai Mediq. В течение всей процедуры проводили мониторинг ЧСС и сатурации гемоглобина кислородом (SaO2).

В исследовании был использован опросник для диагностики астении (Шац И.К., 2003), который предназначен для детей с восьмилетнего возраста. В нём оцениваются наиболее частые проявления астенического синдрома: физическая астения (шкала I), психическая астения (шкала II), изменения памяти (шкала III), нарушения внимания (шкала IV), эмоциональная лабильность (шкала V), раздражительная слабость (шкала VI). Кроме этого, отдельно выделены шкалы: VII (головные боли), VIII (нарушения сна), IX (нарушения аппетита), X (нарушения дефекации), XI (повышенная потливость). Показатели выраженности астении (сумма баллов по I–VI шкалам): от 18 до 13 – выраженная астения; от 12 до 7 – умеренная астения; от 6 до 1 – реакция утомления.

Для оценки уровня тревожности был использован опросник явной тревожности CMAS (адаптация А.М. Прихожан). Он предназначен для выявления тревожности как относительно устойчивого образования у детей 8–12 лет. Опросник состоит из 53 вопросов.

Статистический анализ результатов проводили с помощью программы STATISTICA 11.0. Для описания показателей, представленных в виде количественных переменных, использовали данные описательной статистики: среднее значение ± стандартное отклонение (М ± s). Для оценки достоверности внутри- и межгрупповых различий показателей в динамике использовали одновыборочный t-критерий, критерий Уилкоксона (для внутригрупповых сравнений), и критерий Манна-Уитни (для межгрупповых сравнений). Различия считали значимыми при р < 0,05.

Результаты

При исходном обследовании испытуемых установлено, что психологические характеристики показателей опросника астении находились в диапазоне условной возрастной нормы. Анализ результатов параметров гипоксического теста позволил разделить группу обследуемых на чувствительных (n=8) и устойчивых (n=12) к гипоксическому воздействию.

Результаты опросника для диагностики тревожности явной тревожности CMAS  (адаптация А.М. Прихожан)

 

Значения показателей
по группе в целом
(М ±m)

Значения показателей в группе устойчивых
(М ±m)

Значения показателей
в группе чувствительных (М ±m)

Тревожность

6,1±1,57

4,9±1,61

7,15±0,55*

 

Результаты опросника для диагностики астении И.К. Шац

 

Значения уровня астении по группе в целом (М ±m)

Значения уровня астении в группе устойчивых (М ±m)

Значения уровня астении в группе чувствительных
(М ±m)

Показатель выраженности астении

  1.  
  1.  

8,6±1,3 *

*- достоверность межгрупповых различий при р<0,05

Показатели гипоксического индекса у выделенных групп обследуемых

Выводы

1. Проведённый сравнительный анализ значений астении по выделенным группам продемонстрировал достоверные различия. В группе устойчивых к гипоксическому воздействию выше значения астении. Чем выше общий балл опросника астении, тем более выраженным является данное состояние.
2. В группе чувствительных к гипоксическому воздействию достоверно выше значение уровня тревожности.

3. Таким образом, гипотеза о наличии взаимосвязи между устойчивостью/чувствительностью к гипоксии, уровнем астенического состояния и уровня тревожности у детей подтверждена.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Награды/достижения

Городская Сеченовская конференция проектных и исследовательских работ школьников − победитель.

Городская научно-практическая техническая конференция «Исследуем и проектируем» − победитель.