Проекты*

Коррекция функций кардиореспираторной системы средствами танцевальной терапии у детей дошкольного возраста с кохлеарной имплантацией

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Коррекционно-развивающая работа
Авторы работы: ГБОУ Школа № 544
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Из литературных источников известно, что особенности развития двигательной сферы детей с нарушением слуха обусловлены в основном тремя факторами: функциональным нарушением некоторых физиологических систем, отсутствием слуха и недостаточным развитием речи. Несформированность моторики и особенности развития психических функций ставят таких детей в специфические условия. С потерей слуха значительно снижается объём речевой информации, которая участвует в формировании всех видов деятельности. Недоразвитие речи у детей с патологией слуха влияет на состояние дыхательных мышц. Вследствие неправильной работы дыхательного аппарата функционирование кардиореспираторной системы (КРС) и антропометрические показатели отстают от нормы, а, следовательно, снижена общая выносливость организма таких детей.

Музыкально ритмические занятия, танцевальная терапия развивают не только двигательную сферу и слуховое восприятие детей, перенёсших кохлеарную имплантацию, но и существенно влияют на развитие и функционирование КРС. Отсутствие научно обоснованных программ занятий по танцевальной терапии для имплантированных детей определяет актуальность работы.

Цель

Разработать комплексную методику танцевальной терапии, направленную на развитие функций кардиореспираторной системы (КРС) у имплантированных детей дошкольного возраста.

Задачи

1. Выявить особенности развития имплантированных детей дошкольного возраста.

2. Разработать методику танцевальной терапии, улучшающую функции КРС у имплантированных дошкольников.

3. Проверить комплексную методику развития функций КРС средствами танцевальной терапии.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Ростомер

• Весы

• Спирометр

Описание

В исследовании приняли участие дети дошкольного возраста (4–5 лет), перенесшие кохлеарную имплантацию. Были сформированы 2 группы по 5 человек в каждой. Обе группы два раза в неделю занимались по стандартной программе физического воспитания в рамках дошкольного учреждения. Первая группа (контрольная) помимо стандартной программы посещала занятия ЛФК, вторая группа занималась по специально разработанной методике танцевальной терапии. Занятия проходили два раза в неделю в течение 24 недель (7 месяцев) на базе территориального центра социального обслуживания «Орехово».
Исследование проводилось в 3 этапа:
1 этап – подготовка к исследованию группы имплантированных детей, тестирование антропометрических показателей и показателей КРС.
2 этап – организация занятий на базе ТЦСО «Орехово».
3 этап – повторное тестирование, обработка и анализ полученных данных.
Оценивались следующие антропометрические показатели: рост стоя, масса тела, экскурсия грудной клетки (разность объёма грудной клетки во время глубокого вдоха и объёма грудной клетки во время полного выдоха (см).
Для оценки функционального состояния КРС использовались:
- ЧСС – частота сердечных сокращений;
- проба Штанге – максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха;
- ЖЁЛ – жизненная ёмкость лёгких;
- проба Мартине – восстановление ЧСС и АД в течение 3 минут.
Оценка показателей физической подготовленности:
- бег на 10 метров (сек);
- прыжок в длину с места (см);
- проба Ромберга – «Пяточно-носочная поза».

Обучение и проведение танцевальной терапии проходило в три этапа:

1. Начальный этап обучения упражнению (отдельному движению). Показ и объяснение не должны носить слишком длительного характера разучивания, так как это снижает эффективность и интерес к занятиям.

2. Этап углублённого разучивания упражнения (движений, музыкально-ритмических композиций). Уточнение двигательных действий, понимание детьми закономерностей движения, совершенствование ритма, свободное и слитное выполнение упражнения. Главным условием на этом этапе является целостное выполнение упражнения.

3. Этап закрепления и совершенствования знаний двигательных навыков. Образование двигательного навыка и переход к творческому самовыражению в движении под музыку.

Методика проведения танцевальной терапии, улучшающая функционирование КРС у имплантированных детей дошкольного возраста включала танцетерапию, упражнения для развития КРС, дыхательные упражнения, упражнения для коррекции и формирования правильной осанки, для развития координации и равновесия, подвижные игры.

Результаты

1. У имплантированных детей слабое развитие КРС, выраженное в низких показателях частоты сердечных сокращений покоя, жизненной ёмкости лёгких и др., связанных со снижением общего функционального состояния.

2. Разработана методика танцевальной терапии, направленная на развитие функционирования КРС у детей дошкольного возраста с патологией слуха, в которую вошли:

- танцевальные упражнения;

- упражнения на развитие КРС;

- дыхательные упражнения (ДУ);

- упражнения для коррекции и формирования правильной осанки;

- упражнения на развитие координации и равновесия.

3. По истечении 24 недель применения методики танцевальной терапии видны значительные сдвиги показателей у детей. На 7% снизилась ЧСС покоя, показатель ЖЁЛ увеличился на 57%, показатель пробы Штанге – на 43%; показатель теста «Пяточно-носочная поза» улучшился на 96%. В первой (контрольной) группе произошли незначительные изменения в показателях КРС по сравнению со второй группой.
4. Во второй группе по сравнению с исходными данными на 17% улучшились показатели в беге на 10 метров, на 6% – в прыжке в длину с места, на 96% – показатель теста «Пяточно-носочная поза». Для развития данных показателей в основной танцевальной части предлагались различные танцевальные связки, включающие в себя подъём коленей, подскоки, прыжки, бег на месте и с продвижением, танцевальные ритмические движения, включающие в работу крупные группы мышц.
5. Во второй группе на 17% увеличился показатель экскурсии грудной клетки по сравнению с контрольным. Отличия между результатами внутри группы до начала занятий и после также различны по показателю экскурсии грудной клетки. В контрольной группе значимых различий между показателями до и после проведения занятий не выявлено.
6. Повторное тестирование функциональных показателей КРС по пробе Мартине показало, что после внедрения методики танцевальной терапии реакция на нагрузку стала нормотонической (в большей степени – 70%), что говорит о положительном влиянии занятий по данной методике. В контрольной группе по итогам повторного тестирования изменения по этим показателям не выявлены и остались на исходном уровне в зоне нормотонического типа с недовосстановлением ЧСС.

Выводы

1. Анализ литературных источников показал, что дети с нарушением слуха, а также дети, перенёсшие кохлеарную имплантацию, имеют низкие показатели КРС, так как нарушение слуха ведёт к задержке физического развития и функционирования организма. Поэтому для такой категории детей необходимы адаптированные специфические программы.
2. Предложенная методика танцевальной терапии, построенная с учётом особенностей развития детей с кохлеарными имплантами, положительно влияет на состояние кардиореспираторной системы и функциональное состояние организма в целом.

Перспективы использования результатов работы

Данная методика может быть использована воспитателем и учителем по физической культуре в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а также в коррекционных школах для детей с нарушением слуха.

Сотрудничество с учреждением при создании работы

ГБУ ТЦСО «Орехово»