Проекты*

Мониторинг физического развития обучающихся

Работа призёров конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1950
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Статистические данные свидетельствуют о стойкой тенденции ухудшения показателей здоровья школьников. По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей, распространённость патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 3 до 17 лет ежегодно увеличивается на 4–5 %. Здоровыми можно назвать всего 10 % от общего количества учеников, а остальные 90 % имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. Таким образом, необходимо оценивать уровень здоровья и риска развития заболеваний на основе соматометрических и физиометрических показателей.

Цель

Определить уровень физического развития школьников методами соматоскопии и адаптационный потенциал у школьников 15 лет.

Задачи

1. Рассчитать индекс Кетле, индекс гармоничности морфологического развития.

2. Определить силовые возможности школьников с помощью динамометрии: силу мышц разгибателей спины и кистей рук.

3. Выявить приспособительные реакции организма к физическим нагрузкам в состоянии относительного мышечного покоя и после статической нагрузки у школьников.

4. Сравнить по средним показателям адаптационный потенциал юношей и девушек, занимающихся и не занимающихся спортом.

5. Определить удельный вес и состав тела.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Ростомер

• Напольные весы

• Кистевой и становой динамометры

• Калипер

Описание

В исследовании принимали участие 28 обучающихся (10 юношей и 18 девушек) 9-го предпрофильного медицинского класса ГБОУ Школа № 1950. Для определения индекса Кетле измерили рост и массу тела учеников. Выполнили расчёты, используя формулу, которая характеризует соотношение массы и роста. Полученные данные сравнивали по справочной таблице.

С помощью кистевого динамометра измерили силу сжатия мышц руки. Замеры проводили 2–3 раза и записывали наибольшую цифру. Средние возрастные величины силовых возможностей юношей и девушек сравнивали по справочной таблице.

Для определения силы мышц разгибателей спины использовали становой динамометр, который снабжен опорной площадкой для ног. Исследование повторяли 2–3 раза, записывая лучший результат. Полученные данные сравнивали по справочной таблице.

Удельный вес и состав тела определяли на основании измерения толщины кожных складок по специально разработанным формулам. Для этого с помощью калипера, обеспечивающего одинаковое давление на кожную складку, измеряли толщину восьми складок тела: в области спины, живота, на задней поверхности голени, на передней и задней поверхности плеча, на тыльной поверхности кисти на середине третей пястной кости, на передней поверхности бедра и в области груди. Используя полученные данные, определили вес жировой массы по формуле Матейки. Разность между весом тела и весом его жировой массы позволяет получить вес «активной» массы тела.

Адаптационный потенциал измеряли до и после физической нагрузки. После измерения пульса и давления в состоянии покоя ученики приседали 20 раз, и показания снимались ещё раз. Для расчёта адаптационного потенциала, отражающего функциональную зрелость и функциональные резервы системы кровообращения, использовали следующую формулу: АП = 0,0011(ЧП) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,009(МТ) – 0,009(Р) + 0,014(В) – 0,27, где АП – адаптационный потенциал системы кровообращения в баллах, ЧП – частота пульса (уд/мин), САД и ДАД – систолическое и диастолическое артериальное давление, Р – рост (см), МТ – масса тела (кг), В – возраст (лет). По значениям адаптационного потенциала определили функциональное состояние обучающегося.

Результаты

1. Дефицит массы тела испытывают 20 % юношей и 16,67 % девушек. Идеальный вес тела имеют 70 % юношей и 72,2 % девушек. По 5,5 % среди девушек приходится на незначительный и умеренно избыточный вес. Среди юношей незначительно избыточный вес только у одного, что составляет 10 %.

2. При определении адаптационного потенциала в состоянии покоя все девушки имели отличный результат. После физической нагрузки среди девушек, занимающихся спортом, 2 имели состояние «отлично», 2 – «хорошо». У не занимающихся спортом девушек, показавших после упражнений удовлетворительный результат, напряжение адаптации составило 14,3 %. Среди юношей, занимающихся спортом, в состоянии покоя у всех отличный результат. У не занимающихся спортом – 4 человека имели состояние «отлично» и 1 – «хорошо». После физической нагрузки спортсмены свои показатели не изменили. Среди остальных результат «отлично» не изменили 40 % человек, 60 % – показатели изменили на «хорошо». Напряжение адаптации не выявлено.

3. Гармоничность морфологического развития понижена только у одной девушки. Выше нормы наблюдается у 20 % юношей и 16,7 % девушек. В норме индекс ГМР у 78,6 % исследованных. 

4. При измерении силы сжатия мышц руки получили следующие данные. Среди юношей средние показатели имеют 30 %, выше среднего – 70 %. Среди девушек 16,67 % имеют низкие показатели, 27,78 % – средние; выше среднего – 55,56 %. Можно предположить, что у большинства учеников хорошая физическая подготовка. Сравнивание показаний правой и левой руки выявило левшей – по 2 человека среди юношей и девушек.

5. Данные по становому динамометру: 78,57 % от общего числа учеников имеют низкие показания, в т. ч. 70 % юношей и 83,33 % девушек; ниже среднего – 20 % и 11,11 % соответственно. Средние показатели имеет только 1 девушка и выше среднего – 1 юноша. Как оказалось, он занимается физической подготовкой в тренажёрном зале.

6. Данные при подсчёте % жира от массы тела: до 10 % жира от массы тела имеют 7,14 % исследуемых, 10–15 % – 14,29 % человек, 15–20 % – 35,71 % человек, более 20 % жира – 46,43 % человек.

Выводы

1. Определение физического развития школьников позволяет выявить отклонения, которые могут являться факторами риска или признаками некоторых заболеваний.

Так, определение индекса Кетле позволило указать 25 % исследуемых на дефицит или избыточную массу тела. Возможно, эти изменения связаны с работой щитовидной железы.

2. Индекс гармоничного морфологического развития предполагает, что полученные данные связаны с особенностями развития организма. Известно, что девочки растут и формируются быстрее, чем мальчики.

3. Определение силовой динамометрии позволяет сделать вывод, что почти 93 % учеников необходимо заниматься силовыми нагрузками.

4. Обобщая все данные, полученные в ходе исследования, можно сказать, что в подростковом возрасте физическое развитие немного отклоняется в отрицательную сторону у большинства исследованных, что связано с физиологическими процессами в организме в этом возрасте.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования можно использовать в целях раннего выявления отклонений в физическом развитии школьников.

Мнение автора

«Проект «Медицинский класс в московской школе» стал одним из нужных и интересных проектов в современном школьном образовании. Авторы работы благодарны учителям и организаторам за предоставленную возможность участия в проекте»