Проекты*

Гигиена зрения. Диагностика и профилактика

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Гигиена, Анатомия
Авторы работы: Пансион воспитанниц МО РФ
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Зрение – это уникальный дар природы. По-настоящему осознавать его значимость человек начинает тогда, когда способность хорошо видеть теряется. Сегодня люди по многим причинам всё чаще сталкиваются с ухудшением зрения. Невнимательное отношение к данной проблеме может обернуться серьёзными последствиями, тем более что факторов, вызывающих снижение зрения, достаточно много. Каждый человек должен знать, в каких случаях происходит снижение зрительных функций, и что в этом случае надо предпринять.

Цель

Изучить профилактику и гигиену зрения.

Задачи

1. Изучить научную литературу по гигиене и профилактике зрения.

2. Разработать, провести и проанализировать онлайн-анкетирование «Береги зрение смолоду!»

3. Провести диагностику зрения воспитанниц пансиона 8-х классов.

4. Разработать рекомендации по гигиене и профилактике зрения.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Анатомическая модель глаза

• Оборудование для диагностики зрения

Описание работы

В начале исследования был изучен и проанализирован материал по гигиене и профилактике зрения. Практическая часть проходила в несколько этапов.

На первом этапе была разработана анкета, состоящая из 20 вопросов, которые касались знаний в области физиологии органов зрения, факторов ухудшения и улучшения зрения. Анкетирование было проведено среди 50 воспитанниц пансиона 8-х классов.

На втором этапе, ознакомившись с результатами анкетирования, решили провести гимнастику для глаз. В этом мероприятии приняли участие воспитанницы 8–9-х классов. На протяжении 15 минут обучающиеся выполняли комплекс из 7 упражнений, направленных на улучшение зрения.

На третьем этапе было проверено зрение некоторых воспитанниц с использованием оборудования для диагностики зрения медицинского корпуса пансиона.

На четвёртом этапе был разработан обучающий квест «Бесценный дар – зрение!», который был проведён в игровой форме.

Результаты

В результате онлайн-анкетирования хорошее зрение было выявлено у 33% респондентов; у 67% опрошенных отмечены проблемы со зрением. Результаты анкетирования показали, что большинство воспитанниц не ознакомлены с правилами гигиены и профилактики органов зрения, не знают перечня продуктов и витаминов, способствующих улучшению зрения. По результатам анализа анкетирования были даны рекомендации по улучшению зрения.

Авторы работы изучили оборудование медицинского корпуса пансиона для диагностики зрения, ознакомились с методами проверки остроты зрения с помощью таблицы Сивцева, провели диагностику зрения у воспитанниц Пансиона.

Разработан обучающий квест «Бесценный дар – зрение!», в ходе которого участники

• углубили свои знания о строении и работе органов зрения;

• познакомились с продуктами и витаминами, употребление которых способствует улучшению зрения;

• более подробно узнали о гигиене и профилактике зрения;

• получили навыки самостоятельного поиска информации по данной теме.

Выводы

Заболевания легче предупреждать, чем лечить. Соблюдение простых правил надолго поможет сохранить хорошее зрение.

Перспективы использования результатов работы

Материалы работы могут быть полезны в образовательных учреждениях для проведения занятий по профилактике зрения у детей и подростков.

Награды/достижения

Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ – участник.

Мнение автора

«В нашей работе мы описали методы профилактики зрения, которые возможно проводить в домашних условиях. Полноценное и правильное питание, гимнастика для глаз, профилактические визиты к окулисту – всё это в комплексе поможет сохранить и улучшить зрение. Поэтому мы считаем, что наша работа очень важна не только для подрастающего поколения, но и для других»