Проекты*

Причины и профилактика кариеса у учащихся начальных классов

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Стоматология
Авторы работы: ГБОУ «Школа в Некрасовке»
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Питьевая вода – это основной источник минералов и микроэлементов, необходимых для полноценной работы организма и обменных процессов. Качество воды, её мягкость или жёсткость, химический состав влияют на работу всего организма, особенно этому влиянию подвержены зубы у детей.

Цель

Изучить распространённость кариеса среди учащихся начальной школы, выявить экологические факторы риска и их влияние на возникновение заболевания.

Задачи

1. Изучить влияние экологического фона на стоматологическое здоровье человека.

2. Изучить медицинские карты обучающихся начальной школы и составить диаграммы по результатам сравнения состояния полости рта у разных групп школьников.

3. Проанализировать количественное содержание фтора в питьевой воде, употребляемой в школе и распространяемой в рамках программы «Ключ здоровья».

4. Познакомиться с методами лечения кариеса.

5. Провести лекцию для обучающихся о строении и развитии молочных зубов, причинах возникновения и лечении кариеса, экологических факторах риска и их влиянии на возникновение заболевания.

6. Провести опрос среди обучающихся.

7. Провести мастер-класс среди обучающихся о гигиене ротовой полости.

8. Исследовать качество чистки зубов у добровольцев с использованием препарата «Динал».

9. Вынести предложения по профилактике развития кариеса молочных зубов у обучающихся начальной школы с учётом экологических факторов риска.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Медицинские карты обучающихся

• Препарат «Динал»

Описание работы

На первом этапе работы автор изучил литературу по теме исследования. Затем был проведён анализ медицинских карт обучающихся 1-х и 5-х классов, в ходе которого учитывали обучающихся с кариесом.

На следующем этапе сделали анализ питьевой воды и определили в ней количественное содержание фтора.

Среди обучающихся было проведено анкетирование. Определили основные продукты питания и напитки, которые чаще всего включены в рацион респондентов. Выяснили их влияние на развитие кариеса.

Автор прочитал лекцию для обучающихся о строении и развитии молочных зубов; причинах, которые приводят к развитию кариеса; возможных вариантах лечения заболевания. Для школьников был проведён мастер-класс о гигиене ротовой полости и предложены рекомендации по профилактике развития кариеса.

Результаты

1. По результатам изучения медицинских карт обучающихся начальной школы установлено, что за 3 года процент детей, у которых есть или был кариес, возрос с 93% до 99%.

2. У 49% учащихся 5-го класса школы есть кариес на различных стадиях развития. Все они нуждаются в санации.

3. Анализ количественного содержания фтора в питьевой воде, употребляемой в школе и распространяемой в рамках программы «Ключ здоровья», показал близкое к оптимальному показателю содержание фторид-ионов в закупаемой воде и недостаточность фторид-ионов в городской воде.

Выводы

1. Фтор – необходимый организму человека элемент, основная роль которого заключается в формировании костной ткани и зубной эмали совместно с кальцием и фосфором.

2. Употребление фторированной воды влияет на стоматологическое здоровье человека, поэтому необходимо возобновить программы фторирования воды в регионе.

3. Целесообразно проводить профилактические занятия для ознакомления школьников младших классов с причинами образования кариеса с учётом экологических факторов риска.

Перспективы использования результатов работы

Полученные в ходе работы результаты можно использовать для проведения занятий с обучающимися по профилактике кариеса.

Сотрудничество с учреждением при создании работы

ООО Стоматологическая клиника «32 Дент»

Мнение автора

«Конференция «Старт в медицину» помогает приобрести умения в области разработки прикладных практико-ориентированных проектов»