Проекты*

Изучение аудиометрии как одного из наиболее эффективных способов определения тугоухости

Работа призёров открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Биофизика»

Направление работы: Аудиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1468
Предметы: Биология, Информатика
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Природа наделила человека определёнными чувствами, в том числе и слухом. Утрата слуха – серьёзная проблема, которая осложняет жизнь миллионам людей на планете, так как влечёт за собой потерю речи, вследствие чего нарушается связь человека с окружающими людьми. Функциональная характеристика слухового анализатора имеет важное значение не только для диагностики заболеваний, но и для профессионального отбора. Особенно важным является исследование детей с целью выделить группы с начинающимися нарушениями слуха. Стремительное развитие физиологии, медицины и техники привело к появлению целого арсенала объективных методов диагностики слуховых нарушений, созданию высококачественных слуховых аппаратов, компенсирующих различные степени потери слуха, кохлеарных имплантов, тем самым до 90% пациентов удаётся вернуть способность слышать окружающий мир и жить нормальной жизнью. Однако начать лечение невозможно без точного диагноза. Сурдолог сначала должен определить, чем вызваны тугоухость или глухота, выявить степень снижения слуха. Обследование пациента обязательно включает аудиометрию.

Цель

Изучить зависимость слухового восприятия от пола и возраста человека.

Задачи

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Ознакомиться с работой автоматизированного аудиометра.

3. Определить с помощью аудиометра пороги слышимости по воздушному звукопроведению на разных частотах от 125 до 8000 Гц.

4. Проанализировать полученные аудиограммы.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Аудиометр

Описание

Аудиометрия является одним из самых безопасных методов исследования. Она не требует оперативного вмешательства и длительных испытаний.

Её можно проводить всем пациентам, независимо от возраста и пола. Наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха (по модулю) на четырёх основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

В исследовании принимали участие 4 человека разного пола и возраста.

На первом этапе авторы работы при помощи аудиометра определили порог восприятия Lp (дБ) на разных частотах.

Авторы начали с частоты 125 Гц, продолжая на частотах 250 Гц, 500 Гц и т. д. Затем шли от частоты 1000 Гц (предварительно сверив результаты измерения на этой контрольной частоте) к меньшим частотам: 500 Гц и 250 Гц. Ручкой грубой регулировки изменяли выходное значение интенсивности звука аттенюатора через 10 дБ и установили максимальное ослабление 70 дБ. Ручкой плавной регулировки установили 0 дБ.

Надели наушник на правое ухо. Нашли два положения ручки аттенюатора для грубой регулировки: звук не слышен, звук едва слышен. На последнем положении вращали ручку плавной регулировки до исчезновения звука. Было получено ослабление, соответствующее порогу слышимости при данной частоте.

Сложив данные грубой и плавной регулировки, авторы получили ослабление интенсивности на пороге слышимости (сумма, дБ). Затем вычислили пороговый уровень интенсивности звука Lp (дБ). Пороговый уровень звукового давления получили следующим образом: Lp = «70 дБ» – «сумма, дБ».

Провели измерения для левого уха. Полученные данные занесли в таблицу.

На втором этапе на основе сравнения полученных спектральных характеристик на пороге слышимости и спектральных характеристик уха на пороге слышимости по ГОСТу (по норме) были построены аудиограммы исследуемых людей.

На третьем этапе авторы сделали расчёт по аудиограммам участников исследования.

Результаты

1. Были изучены спектральные характеристики звуковых колебаний, минимальная и максимальная частота восприятия звуковых волн человеческим ухом (правым и левым).

2. Построены аудиограммы исследуемых людей. Синим цветом обозначены показатели для правого уха, розовым – для левого.

 

 

 

 

3. У всех участников исследования выявили наличие тугоухости разных степеней.

4. Исследуемым людям были даны рекомендации по профилактике тугоухости.

Вывод

В ходе исследования не выявлена зависимость слухового восприятия от пола и возраста. Слуховое восприятие индивидуально.

Перспективы использования результатов работы
Результаты работы можно использовать при разработке рекомендаций по профилактике тугоухости.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет), кафедра медицинской и биологической физики.

Мнение автора

«Нам понравилось проведение исследования на базе вуза. Это очень познавательно и интересно. Мы и в дальнейшем планируем принимать участие в конференции «Старт в медицину». Мы являемся ученицами предпрофильного класса и считаем, что проект «Медицинский класс в московской школе» даёт прекрасные возможности для профориентации учащихся»