Проекты

Тифлоприбор «Сириус» для обучения ориентированию в пространстве слепых и слабовидящих людей

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Профилактическая медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1770
Предметы: Биология, Информатика
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Разработка и внедрение технического средства, представляющего собой набор стандартных фигур и доски с полостями для хранения, использование которого будет способствовать развитию мобильности как слепых, так и слабовидящих.

Описание

По данным ВОЗ, число людей с ОВЗ составляет около 10% населения.

Число абсолютно слепых россиян на сегодняшний день составляет порядка 100 тыс. человек, инвалидов по зрению − более 600 тысяч. Основные причины заболеваний органа зрения − воспалительные заболевания (около 4 млн случаев); травмы (около 2 миллионов); близорукость (более 1,5 миллиона); глаукома (более 770 тысяч). Общее количество детей с ОВЗ по Москве составляет около 1200, из них 15% полностью слепые.

Дети с ограниченным зрением обучаются в интернатах, им не хватает современных учебных пособий, в частности − по ориентированию в пространстве. Таким образом, была выявлена потребность создании пособия по навигации, которое помогает детям ориентироваться в пространстве.

Задачи

1. Проведение анализа научной литературы по теме исследования.

2. Создание прототипа прибора.

3. Проведение апробации готовой продукции, доработка согласно отзывам незрячих и слабовидящих.

4. Подготовка методических рекомендаций по работе с набором.

Конструктивно набор представляет из себя каркас, состоящий из двух половинок, соединённых рояльной петлёй. Каркас имеет два ящика: один с ячейками, предназначенными для фигур, и один пустой.

В одном из ящиков без ячеек находятся 3D-фигуры (дома, лестницы, деревья, фигуры, обозначающие «Я» и направление, бордюры), а другой предназначен для различных предметов, не входящих в комплектацию набора (трафарет для письма по Брайлю, бумага, грифель и т. д.). Одна поверхность набора покрыта металлопластом и является полем для размещения фигур.

Набор возможно использовать для обучения слепых и слабовидящих людей ориентированию в пространстве. С помощью различных блоков можно выстраивать планы класса, карты районов, ситуации на дороге и т. д.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Компьютер

• 3D-принтер

• Фрезерный станок

• Программное обеспечение: Fusion 360, Cura

Результаты

Набор можно использовать для обучения слепых и слабовидящих людей

1) нахождению в пространстве: сначала человек с ОВЗ по зрению должен понять, где он находится;

2) ориентации в пространстве: после того как человек понял, где он находится, ему необходимо выстроить маршрут на интерактивной карте набора;

3) передвижению в пространстве.

Создано несколько прототипов набора на базах инкубатора «Технологии реабилитационной индустрии», площадки «Хакспейс» в Сколкове. Совместно с профессором И. В. Дергачёвой разработана методика инклюзивного обучения людей с ОВЗ по зрению. Авторы проекта приняли участие в конкурсе Innomake и получили грант победителей. В сентябре 2018 года проект был представлен делегации Цукубского технологического университета NTUT. По итогам получено приглашение в Осаку на выставку BarrierFree-2019.

Перспективы использования результатов работы

Разработанный прибор возможно использовать в школах-интернатах для облегчения процесса обучения ориентированию на местности незрячих и слабовидящих людей.

Награды/достижения

Конкурс технологических проектов Москвы Innomake-2018 – победитель