Проекты*

Влияние компьютерных игр на процессы обучения учеников начальной школы с разным уровнем развития

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Психология, Физиология
Авторы работы: МБОУ «Гимназия № 3» г. Брянска
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Мы живём в веке современных технологий, где важную роль играют различные гаджеты. На сегодняшний день сложно представить общество без компьютеров и, в частности, без компьютерных игр. В связи с этими фактами возникают вопросы о влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье детей.

Цель

Изучить влияние компьютерных игр на органы, осуществляющие высшую нервную деятельность, а также на внимание и память.

Задачи

1. Изучить литературу о высшей нервной деятельности человека, классификации компьютерных игр.

2. Провести тесты для установления влияния компьютерных игр на развитие детей.

3. Проанализировать полученные результаты.

Описание работы

Автор изучил понятия «внимание» и «память», особенности развития детей с психическими заболеваниями, ознакомился с классификацией компьютерных игр.

В практической части работы автор провёл опрос, в котором принимали участие 32 ученика МБОУ «Гимназия № 3» г. Брянска и 12 детей разного уровня развития, посещающие «ЦВР» Володарского района г. Брянска.

Опрос был направлен на изучение следующих вопросов:

1. Анализ влияния компьютерных игр на память и внимание школьников начальной школы (тест Мюнстерберга, тест на долговременную память).

2. Анализ влияния компьютерных игр на память и внимание детей с ЗПР (задержка психического развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и РАС (расстройство аутистического спектра) с помощью теста Бурдона.

Практическая работа была разделена на 2 этапа: анализ процессов высшей нервной деятельности школьников без использования электронной техники и с использованием компьютеров.

Результаты

1. Результаты теста Мюнстерберга показали, что дети с нормативным развитием находят в среднем около десяти слов за ограниченное количество времени, в то время как ребята с ЗПР останавливаются на двух найденных словах. Дети младшего школьного возраста с нормативным развитием по сравнению с детьми с психическими отклонениями имеют более высокие показатели долговременной зрительной памяти, устойчивости, концентрации и распределения внимания.

Показатели устойчивости и концентрации внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР

2. Результаты теста Бурдона на определение влияния компьютерной игры на долговременную зрительную память показали, что дети младшего школьного возраста с нормативным развитием по сравнению с детьми с ЗПР имеют более высокие показатели долговременной зрительной памяти. Однако после игры на компьютере показатели у всех ребят ухудшаются.

Показатели долговременной зрительной памяти у детей с психическими отклонениями

Выводы

1. Дети с ЗПР отличаются крайней неустойчивостью внимания, неспособностью к длительному напряжению и концентрации внимания без игровой мотивации.

2. Компьютерные игры оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на процессы обучения. Пользу можно получить только при правильной эксплуатации компьютера. Лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения.

Перспективы использования результатов работы

Разработка специальных приложений (развивающих игр) для развития памяти и внимания.

Награды/достижения

1. XII межрегиональная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» – победитель.

2. Плехановская научно-практическая конференция для школьников «Будущее за тобой» – участник.

Мнение автора

«Я считаю свою работу актуальной и перспективной, а благодаря конференции «Старт в медицину» есть возможность высказать свои наблюдения и предложения для улучшения жизни в обществе»