Проекты

Влияние уровня тревожности на параметры сенсомоторной реакции

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В современном мире в связи со стремительным развитием информационных технологий стали не только совершенствоваться уже существующие отрасли труда, но и появляться новые специальности, требующие быстрой и точной реакции, повышенного внимания.

Стресс, перегрузки на работе, а также повышенный уровень тревожности могут влиять на работоспособность, снижать качество выполняемой работы, что недопустимо в отраслях, где требуется быстрая реакция.

Скорость реакции – важный показатель профессиональной пригодности для сфер, требующих быстрого и чёткого принятия решений. Снижение скорости реакции может негативно сказываться на качестве выполняемой работы. Поиск и понимание факторов, влияющих на сенсомоторную реакцию, имеет важное значение и позволит более точно прогнозировать поведение как отдельного человека, так и общества в целом.

Цель

Исследовать влияние тревожности на параметры сенсомоторной реакции.

Задачи

1. Определить и проанализировать параметры сенсомоторной реакции у обучающихся.

2. Используя опросник Ч. Д. Спилбергера, определить личностную и ситуационную тревожность испытуемых.

3. Исследовать зависимость уровня тревожности и параметров сенсомоторной реакции.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Персональный компьютер с установленной программой тестирования на скорость сенсомоторной реакции

• Пакет программ «Stat Soft-Statistica 10.0»

Описание

В исследовании приняли участие 20 обучающихся 8–10-х классов – 12 девочек и 8 мальчиков.

На первом этапе для определения уровня ситуационной и личностной тревожности школьникам был предложен опросник Спилбергера, который состоит из двух частей и представляет собой список высказываний.

При заполнении первой части опросника – шкалы ситуационной тревожности – учащиеся, прочитав внимательно каждое из приведённых предложений, зачёркивали цифру в соответствующей графе в зависимости от того, как себя чувствовали в данный момент.

При заполнении второй части опросника – шкалы личностной тревожности – учащиеся, прочитав внимательно каждое из приведённых предложений, зачёркивали цифру в соответствующей графе в зависимости от того, как себя чувствовали обычно.

Уровень тревожности оценивали по сумме набранных баллов. Общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей использовали следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов – низкая, от 31 до 44 баллов – умеренная; 45 и более баллов – высокая. По уровню тревожности учащихся разделили на две группы: 1 группа – «Высокотревожные» – 7 человек, 2 группа – «Низкотревожные» – 13 человек.

Для оценки параметров сенсомоторной реакции использовали компьютерную программу, позволяющую оценить время простой сенсомоторной реакции в миллисекундах (мс). Каждому испытуемому необходимо было максимально быстро нажимать одну выбранную клавишу клавиатуры компьютера при неожиданном и нерегулярном появлении круга красного цвета в фиксированной области чёрного монитора компьютера. Результативность оценивалась по скорости реакции на появляющийся на экране квадрат.

При проведении статистического анализа достоверность отличий между исследуемыми группами оценивали при помощи непараметрического критерия Манна – Уитни.

Результаты

Средний уровень личностной тревожности в группе «Высокотревожные» был выше, чем в группе «Низкотревожные».

Сравнение личностной тревожности учащихся

Уровень ситуационной тревожности в группе «Высокотревожные» также оказался выше, чем в группе «Низкотревожные».

Сравнение ситуационной тревожности учащихся

При этом время реакции «высокотревожных» составило 455±68,6 мс и было значительно выше, чем у «низкотревожных» – 351±36,1 мс.

Сравнение параметров сенсомоторной реакции учащихся, миллисекунды (мс)

Таким образом, для высокотревожных людей характерно значительно большее значение времени сенсомоторной реакции.

Выводы

В ходе работы подтверждено наличие зависимости между уровнем тревожности и параметрами сенсомоторной реакции: для высокотревожных школьников, в отличие от низкотревожных, характерно увеличение времени сенсомоторной реакции.

Перспективы использования результатов работы

Полученные данные можно использовать как один из критериев профориентации, а также при учёте уровня тревожности в качестве предиктора (прогностического параметра) снижения качества работы.

Награды/достижения

Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся – участник.

Мнение автора

«Такие проекты, как «Старт в медицину» и «Медицинский класс в московской школе» дают возможность попробовать себя в научной сфере, выступить перед широкой аудиторией, самосовершенствоваться. Это даёт огромный опыт, что, безусловно очень важно для будущего медицины»