Проекты*

Оптимизация бытового использования пластических масс

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека»

Направление работы: Прикладная экология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1573
Предметы: Экология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Люди начали развивать идею о материале, из которого можно сделать что угодно, в XIX веке. Изобретение Александра Паркса произвело фурор на Большой международной выставке в Лондоне в 1865 году. Сейчас разработано множество видов пластмасс, из которых делают бытовые товары, одежду, кухонные принадлежности, мебель, игрушки, упаковку и многое другое. Современный быт немыслим без пластмассовых изделий. В настоящее время производится около 80 миллионов тонн пластика в год.

Но при создании и использовании предметов из пластика люди долгое время не задумывались о потенциальном вреде этого материала для окружающей среды.

Перспективным направлением уменьшения экологического вреда использованного пластика является концепция раздельного сбора бытовых и промышленных отходов, позволяющая удешевить процесс его вторичной переработки, увеличить оборачиваемость пластика.

Цель

Разработка методов оптимизации бытового обращения пластика.

Задачи

1. Изучение данных литературы о пластических массах:

- химическая структура и виды пластических масс;

- формы и виды бытового использования пластмасс;

- влияние используемых в быту пластических масс на здоровье человека;

- возможности утилизации и вторичной переработки разных видов пластических масс;

- экологический след использования пластических масс человекам в быту.

2. Анализ применения пластических масс для упаковки продуктов питания, в бытовом хозяйстве, для индивидуального пользования.

3. Оценка возможностей утилизации пластических масс, наиболее часто попадающих в бытовые отходы.

4. Изучение осведомлённости старшеклассников в вопросах бытового использования пластика.

5. Разработка памятки по оптимизации использования пластических масс в быту.

6. Разработка урока для старшеклассников по теме оптимизации использования пластических масс в быту в рамках обучения ОБЖ и просветительской работы экологической направленности.

7. Оценка эффективности проведения мероприятий по повышению осведомлённости старшеклассников в вопросах бытового обращения пластических масс.

Описание

В течение одного месяца автор собирала бытовой пластик, сортируя бытовые отходы. Оценка объёма собранного мусора производилась 1 раз в неделю. В среднем, за неделю семья из 3-х человек выбрасывала 750 г пластика. При проведении генеральной уборки было собрано 2800 г. Несложный математический расчёт показал, что за год семья может выбрасывать почти 40 кг пластика!

Анализируя пластиковый мусор, удалось разделить его на 3 вида. За всё время работы лишь 2 пластиковых пакета оказались из биоразлагаемой пластмассы. Остальной пластиковый мусор требовал промышленной переработки с предварительной промышленной сортировкой.

На следующем этапе работы было проведено 2 опроса:

1. Очный опрос методом интервьюирования среди учеников старших классов школы, в котором приняли участие 85 человек.

Было задано 4 вопроса:

• Обращаете ли вы внимание на маркировку пластиковой упаковки продуктов питания и промышленных товаров на этапе их приобретения?

• Влияет ли на ваш выбор покупки материал упаковки товара?

• Сортируете ли вы бытовые отходы?

• Знаете ли вы расположение точки раздельного сбора бытовых отходов?

2. Онлайн-опрос пользователей социальных сетей. Автор предложил своим подписчикам и гостям страниц в соцсетях ответить на те же вопросы. Было получено 386 откликов.

Для составления информационной памятки по видам маркировки пластика, наиболее часто встречающихся его видах в быту, возможностях утилизации и повторного применения автор изучил специализированную литературу и опыт организации раздельного сбора мусора в других странах.

Автор рассмотрел информацию о точках раздельного сбора мусора, расположенных в пешем доступе к району проживания.

Результаты

90% опрошенных (77 человек), совершая покупки, не обращают внимания на маркировку пластиковой упаковки. Остальные 10% (8 человек) изучают этикетки, оценивая маркировку пластиковых товаров и пластиковую упаковку, но на выбор покупки это не влияет. От покупки они не откажутся, даже если этот вид пластика потенциально опасен.

12 опрошенных (14%) сортируют бытовые отходы. Однако все они в личной беседе признались, что зачастую приходится уже отсортированный мусор выбрасывать в общие контейнеры возле дома. Количество специально обустроенных для раздельного сбора мусора площадок небольшое.

О существовании и расположении специальных площадок знает 21% опрошенных – 18 человек. 12 из них сортируют мусор дома, остальные 6 человек пока и не планируют этим заниматься.

Результаты опроса в социальных сетях оказались сопоставимыми с очным опросом: 10% опрошенных обращают внимание на маркировку пластика и лишь 15% опрошенных сортируют бытовые отходы.

Одной из поставленных в начале работы задач была разработка урока по теме оптимизации использования пластических масс. Однако в ходе изучения проблемы выяснилось, что доступные источники информации во многом противоречивы, не дают объективной оценки и практических рекомендаций. Требуются консультации со специалистами, представителями экологических общественных организаций для продолжения работы.

 

Выводы

1. У всех опрошенных недостаточно информации о характере возможного вреда пластмасс. Они воспринимают пластик как абстрактный экологический вред и не воспринимают риск выделения опасных веществ в продукты питания или другие упакованные в такой пластик товары.

2. Основная причина нарастающих проблем с накоплением пластиковых отходов – низкая информированность населения и отсутствие инфраструктуры для комфортного раздельного сбора мусора.

3. Разработанная информационная памятка пригодна как для самостоятельного ознакомления, так и для проведения обучающих и мотивирующих бесед.

4. Просветительская работа, увеличение информированности населения и повышение экологической грамотности могут привести к значительному увеличению количества перерабатываемых пластиковых отходов, постепенному переходу на биоразлагаемый пластик, а в перспективе – и отказу от чрезмерного использования пластика в быту.

Перспективы использования результатов работы

Беседы с подростками по информационной памятке представляются эффективными в плане просветительской работы над способами оптимизации бытового обращения пластических масс.
При условии расширения инфраструктуры вторичной переработки пластмасс можно значительно уменьшить объёмы использования в быту пластмасс одноразового применения, увеличить срок использования и бытовую пользу пластмасс, увеличить количество пластмассовых бытовых отходов, пригодных для вторичного использования.

Мнение автора

«Работа над проектом и предпрофильные занятия в школе позволили мне убедиться в правильности сделанного выбора – поступления в медицинский класс и дальнейшего углублённого изучения школьных предметов естественно-научного цикла. Проект «Медицинский класс в московской школе» позволит окончательно определиться с выбором вуза и направлением дальнейшего обучения»