Проекты*

Режим дня как основа здорового образа жизни

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Биология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1420
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Определить значение соблюдения режима дня учащихся с учётом хронотипа для сохранения здоровья школьника и повышения успеваемости.

Описание
Соблюдение режима дня важно в повседневной жизни школьника. Определение хронотипа человека позволяет добиться эффективного использования внутренних ресурсов для продуктивной работы и отдыха.

Задачи

1. Определить значение биологических ритмов в жизнедеятельности организма человека.

2. Доказать необходимость соблюдения режима дня.

3. Провести анкетирование и проанализировать результаты обучающихся по теме «Биологические ритмы и организм человека».

4. Сравнить полученные результаты с литературными источниками.

Биологические ритмы человека − периодически повторяющиеся изменения в ходе биологических процессов в организме. По связи с естественными ритмами окружающей среды биоритмы подразделяются на физиологические и экологические.

Хронотип − термин, используемый для обозначения индивидуальных особенностей суточных ритмов организма человека и животных. Хронотип человека определяет организацию физиологических функций организма и его способность к адаптации, может использоваться как универсальный критерий общего функционального состояния организма.

Обычно выделяют три основных хронотипа человека: ранний (утренний – «жаворонки»), промежуточный (нормальный – «голуби») и поздний (вечерний – «совы»).

На первом этапе исследования, используя тест-опросник А.А. Путилова и тест Хорна-Остберга, провели тестирование обучащиюхся 9–10 классов ГБОУ Школы № 1420 в количестве 172 человек в целях определения их хронотипа.

Следующим этапом исследования был анализ данных о состоянии здоровья тестируемых учащихся.

В первом случае учащимся было предложено ответить на вопросы в целях оценки состояния своего здоровья.

Во втором варианте было проанализировано количество пропущенных уроков по причине болезни или плохого самочувствия в исследуемых группах за первую четверть.

Полученные данные были оформлены в форме диаграмм и схем.

Результаты

Полученные данные определения хронотипа у группы обучающихся девятых и десятых классов с учётом погрешностей соответствуют исследованиям немецкого физиолога Р. Хашппа о соотношении хронотипов человека.

Среди обучающихся были выявлены следующие хронотипы: нормальный («голуби») – 97 человек (56 %), вечерний («совы») − 51 человек (30 %), утренний («жаворонки») – 24 человека (14 %).

Подавляющее большинство учащихся соблюдают или придерживаются режима дня: соблюдают 83 человека (48 %); стараются придерживаться 60 человек (34 %); не соблюдают 29 человек (18 %). Больше всего учащихся, которые не соблюдают режим дня, среди хронотипа «совы», а соблюдают режим дня «жаворонки».

Анализ анкетирования показал:

1) чаще всего головные боли испытывают учащиеся, которые не соблюдают режим дня;

2) почти все учащиеся, которые не соблюдают режим дня, испытывают сложность в том, чтобы сосредоточиться на первых уроках;

3) 10 % учащихся, не соблюдающих режим дня, имеют заболевания желудочно-кишечного тракта; предположительно, причиной этих заболеваний может быть отсутствие режима питания;

4) пропуски уроков по причине болезни или плохого самочувствия в группе, где не соблюдается режим дня, выше в два раза по сравнению с двумя другими группами;

5) средний балл на первых двух уроках первой группы учащихся, хронотип которых относится к «совам» и которые не соблюдают режим дня, несколько ниже среднего балла второй группы учащихся. В конце учебного дня первая группа по результативности превосходит вторую группу, которая относится к хронотипу «жаворонки».

На основании полученных данных были составлены рекомендации для обучающихся по соблюдению режима дня с учтётом хронотипа.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы для пропаганды здорового образа жизни среди обучающихся и педагогов.

Особое мнение

«Мы очень рады, что стали участниками конференции «Старт в медицину», где смогли представить свою работу, а также познакомились с работами других участников. Темы представленных на конференции докладов очень интересные и познавательные»