Проекты*

Влияние уровня тревожности на когнитивные функции и вегетативную нервную систему учеников 10-х классов

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Медицина, Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1535
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Социальные, экономические и экологические проблемы приводят к нарастанию негативных тенденций в становлении личности подростка. Особое место занимают тревожные расстройства. Тревожность отражается на всех сферах жизни подростка, заметно ухудшая его самочувствие, взаимоотношения в семье и обществе, снижая школьную успеваемость. По данным литературы примерно у 4–8% подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства. Интенсивное переживание тревоги ведёт к дезорганизации психической деятельности, снижению когнитивных функций и появлению вегетативных нарушений, существенно снижая качество жизни.

Цель

Установить связь уровня тревожности с вегетативной дисфункцией и степень его влияния на когнитивные нарушения (снижение памяти, внимания) у учащихся 10-х классов.

Задачи

1. Изучить выраженность личностной и ситуативной тревожности у учеников 10-х классов. 

2. Оценить наличие признаков вегетативной дисфункции у подростков.

3. Выявить влияние уровня личностной и ситуативной тревожности на вегетативную нервную систему учащихся.

4. Провести исследование когнитивных функций для выявления нарушения памяти, внимания и установить взаимосвязь нарушений с уровнем тревожности.

5. Провести анализ полученных результатов.

Описание

В исследовании приняли участие 30 обучающихся ГБОУ Школа № 1535 в возрасте 15–16 лет. Всем участникам необходимо было пройти тестирование по разным методикам. Обучающиеся сначала выполнили тест на кратковременную вербальную память. Был дан протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи. Наиболее часто использовался следующий набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, конь, гриб, игла, мёд, огонь. Исследователь зачитывал 10 слов и просил воспроизвести их все вместе. Регистрировалось число правильно повторенных слов. Зачитывание проводилось до 5 раз до полного запоминания респондентами всего списка слов.  К концу исследования (через 60 минут) ученика просили повторно воспроизвести эти же 10 слов. При этом регистрировали следующие параметры теста: число правильно повторенных слов в начале исследования, число правильно повторенных слов в конце исследования.

Затем проводилось исследование уровня личностной и ситуативной тревожности с помощью шкалы Ч. Д. Спилбергера. Данная методика позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В рамках этого теста созданы две подшкалы. Первая, шкала состояния тревоги (ситуативной тревожности), оценивает текущее состояние тревоги, измеряя, как человек чувствует себя «прямо сейчас», используя субъективные чувства страха, напряжения, нервозности, беспокойства. Вторая, шкала личной тревожности, оценивает относительно стабильные аспекты личности, её склонность к беспокойству, состояние спокойствия, уверенности и безопасности.

На следующем этапе определялось наличие вегетативной дисфункции с помощью опросника для выявления признаков вегетативных изменений (А. М. Вейн, 1998).

Затем автором проводился тест символьно-цифрового кодирования.

Результаты

В результате проведённого исследования и анализа полученных данных установлено, что у 28% подростков имеется умеренный уровень ситуативной тревожности, у 50% – умеренный уровень личностной тревожности. Обращали на себя внимание высокий процент (64%) пониженной ситуативной тревожности и высокий процент (42%) повышенной личностной тревожности.

 

Признаки вегетативных нарушений выявлены у 68% респондентов.

Зависимость вегетативных изменений от уровня ситуативной тревожности не установлена, т. к. ситуативная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени и, возможно, оказывает кратковременное влияние на вегетативную нервную систему. В то же время обнаружена зависимость вегетативных изменений от уровня личностной тревожности.

Вегетативные изменения у обучающихся с разными уровнями тревожности

 

При анализе зависимости выполнения теста символьно-цифрового кодирования, оценивающего уровень внимания, лучшие результаты выявлены в группах с низкой ситуативной тревожностью и умеренной личностной тревожностью, что подтверждает гипотезу о снижении уровня внимания при повышении тревожности. Также выявлены низкие показатели в группе с низким уровнем личностной тревожности, что может быть связано с недостаточностью мотивации для выполнения задания.

Результаты теста символьно-цифрового кодирования у обучающихся с разными уровнями тревожности

 

При анализе кратковременной вербальной памяти по методике А. Р. Лурия выявлено, что повышение ситуативной тревожности отрицательно влияет на отсроченное воспроизведение слов: лучший результат (9,4 слова из 10) показали ученики с низким уровнем ситуативной тревожности, а худший результат (5,5 слов из 10) показали подростки с высоким уровнем ситуативной тревожности. С увеличением личностной тревожности снижается результат отсроченного воспроизведения.

Результаты оценки кратковременной вербальной памяти от уровня тревожности

Выводы

1. При исследовании личностной и ситуативной тревожности у обучающихся 10-х классов были отмечены различные уровни тревожности: низкий, умеренный и высокий. Большинство  подростков (64%) имели пониженный уровень ситуативной тревожности. При оценке личностной тревожности преобладали умеренный (50%) и высокий (42%) уровни.

2. У большинства учеников (68%) выявлены признаки вегетативных нарушений.

3. Установлено отрицательное влияние повышенного уровня личностной тревожности на вегетативную нервную систему.

4. Нарушение памяти и внимания наблюдается при высоком уровне тревожности (как личностной, так и ситуативной). У респондентов с низким уровнем личностной тревоги выявляется низкий уровень внимания.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы на уроках биологии и для популяризации здорового образа жизни среди учащихся.

Мнение автора

«Конференция «Старт в медицину» даёт школьникам возможность окунуться в научную среду, представить свою работу и ознакомиться с работами других участников»