Проекты

Исследование соответствия наилучшего стиля плавания пловцов их антропометрическим данным

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология, Анатомия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1505
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Оптимальный стиль плавания спортсменов связан с их антропометрическими данными. Важной задачей тренера является выявление наиболее одарённых спортсменов и подбор для каждого из них оптимального способа плавания, даже если спортсмен в течение длительного времени тренируется в определённом стиле, который не соответствует его антропометрическим данным. Актуальным считается вопрос выбора стиля плавания во время этапа взросления, так как в этот период активно происходят антропометрические изменения пловца.

Цель

Проверить совпадение антропометрических данных спортсменов с их основным стилем плавания и при необходимости сделать предложения по корректировке выбранного стиля плавания.

Задачи

1. Выбрать наиболее значимые антропометрические данные для каждого стиля плавания.

2. Провести измерения антропометрических данных у пловцов.

3. Разработать систему оценивания соответствия показателям наилучшего стиля.

4. Определить самый эффективный стиль плавания для каждого спортсмена.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Мерная лента

Описание работы

В исследовании приняли участие спортсменки 2002–2003 годов рождения. У всех участников путём анкетирования выяснили стиль, который они используют в плавании, и антропометрические данные: рост, вес, обхваты плеча в покое, плеча в напряжении, запястья, лодыжки, голени, бедра, груди, талии и колена.

Для определения наилучшего стиля плавания в таблицу были внесены антропометрические данные всех изучаемых спортсменок. Из литературных источников взяты нормативы по каждому стилю плавания для конкретной возрастной группы. На основании полученных данных найдены отклонения в процентах, которые были рассчитаны по формуле:

Отклонение, % = (X1 * 100% / Х2) - 100%, где Х1 – индивидуальный показатель, Х2 – норма этого показателя для данного стиля.

С учётом того, что обхват запястья и лодыжки у всех стилей плавания практически одинаков и не влияет на выбор стиля, данные показатели не учитывались в работе.

На следующем этапе определены наиболее значимые антропометрические данные для каждого стиля. Разработана система оценивания соответствия показателям наилучшего стиля в баллах. Если при расчёте отклонений спортсменка набирала от 0 до 4 %, это считалось нормой и расценивалось как 0 баллов. Если набирала 5 % и больше, это считалось отклонением и расценивалось как 1 балл. Чем больше баллов было начислено, тем больше вероятность того, что изначально выбранный стиль был неправильно определён.

Пример расчёта отклонения, %

Результаты

У пяти спортсменок антропометрические данные соответствуют выбранному ими стилю плавания. Две спортсменки имели отклонения по антропометрическим данным от рекомендуемой нормы, поэтому им было предложено заменить стиль плавания.

Сравнение антропометрических данных спортсмена и данных, необходимых для определённого стиля плавания

Выводы

1. В подростковом возрасте не у всех спортсменок совпадают антропометрические данные с их основным стилем плавания.

2. Стиль плавания следует подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей каждого спортсмена.

3. В процессе взросления стиль плавания может изменяться.

Перспективы использования результатов работы

Полученные результаты можно использовать при корректировке стилей плавания в связи с возрастными изменениями спортсменов.

Мнение автора

«Я считаю, что моя работа поможет тренерам оценить выбранный стиль плавания спортсменов, скорректировать его в случае необходимости и помочь достичь высоких результатов.

Конференция «Старт в медицину» – это отличная  возможность для учеников, чтобы проявить свои творческие навыки, познакомиться с медициной во всех её областях, заявить о своём исследовании. Благодаря конференции приобретаешь опыт работы с различными программами, учишься организации времени и всего рабочего процесса»