Проекты*

Может ли подросток не лгать?

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1527
Предметы: Биология, Обществознание
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 12−14 апреля 2018 года

Цель

Изучение особенностей подростковой лжи: причины, эмоциональное состояние, типичные ситуации, в которых используется ложь.

Описание

С детства взрослые учат нас не лгать, а вступая во взрослую жизнь, мы сталкиваемся с огромным количеством ложной информации. А правильно ли мы понимаем, что такое ложь? Нас спрашивают о каком-то событии, а мы его намеренно искажаем. Не хочется расстраивать близкого человека, скрываем информацию. Хочется помочь другу, солидарно лжём. Хочется побед в единоборстве, используем обманные манёвры. Не стоит забывать, что ложь – это неправда в любой ситуации. Мне стало интересно, как понимают «ложь» мои сверстники. В каких ситуациях им приходилось лгать и как они себя чувствовали при этом.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. На основе анализа научной литературы определить причины возникновения лжи в подростковом возрасте, определить типы лжи, к которым чаще всего склонны подростки.
  2. Разработать схему исследования феномена лжи у подростков в различных ситуациях.
  3. На основе данных исследования сформулировать выводы относительно причин возникновения лжи в подростковом возрасте и возможности отказаться подростку от форм поведения, сопровождающихся ложью.

Гипотезы исследования:

  1. В ситуации лжи подростки будут испытывать преимущественно отрицательные эмоции.
  2. Наиболее частая причина лжи у подростков – страх наказания.
  3. В представлении подростков ложь – наиболее простой способ решения проблемы.

После изучения теоретической литературы были составлены авторские анкеты и кейсы, которые автор согласовал с научным руководителем. В исследовании принимали участие 150 обучающихся школы в возрасте 9–14 лет.

Работа состояла из 3-х этапов.

Первый этап: С помощью авторской анкеты предполагалось выяснить отношение подростков ко лжи, считают ли они допустимым лгать в некоторых ситуациях. Какие чувства и эмоции подростки испытывали, когда сталкивались с ложью? Как часто им приходилось лгать, и сожалели ли они об этом? Участвовали ли подростки во лжи, чтобы помочь другому человеку? Насколько комфортно бы они себя чувствовали, если бы не приходилось лгать?

Второй этап: В авторской анкете «Сила эмоций в ситуации лжи» было предложено 14 конкретных ситуаций. Предполагалось выяснить, как часто у подростков возникали ситуации лжи, и какие чувства и эмоции они при этом испытывали.

Третий этап: Респондентам было предложено решение авторских кейсов. Подростки погрузились в конкретные ситуации, предлагали различные решения и продумывали последствия по каждому решению. Эти данные помогли автору выяснить, в каких ситуациях подростки не могут устоять перед ложью, можно ли найти решение, не прибегая ко лжи, если обдумать все последствия.

Результаты

1. Подростки недостаточно глубоко понимают определение лжи, поэтому не всегда могут определить, является ли их поступок ложью.

2. Дети 9–11 лет имеют примитивное представление о лжи: лгать нельзя и точка.

3. Подростки 12–14 лет попадают в такие ситуации, когда нужно сделать сложный выбор: лгать или стать предателем; сказать правду или умолчать; быть незаметным, лишённым общения со сверстниками или лгать, чтобы самоутвердиться любой ценой.

4. Гипотеза о том, что «Наиболее частая причина лжи у подростков – страх наказания», не подтвердилась. Чаще всего подростки начинают лгать не ради собственной выгоды или ради сокрытия информации, чтобы избежать наказания, а попадая в ситуацию, когда нужно поддержать или не подвести близкого человека, защищая его интересы. Всё дело в том, что чувства взаимопомощи, поддержки, сопереживания к людям настолько сильны в подростковом возрасте, что они не думают о последствиях того, что совершают.

5. Гипотеза о том, что «В ситуации лжи подростки будут испытывать преимущественно отрицательные эмоции», подтвердилась. Чаще всего возникают чувства вины, стыда, дискомфорта и тревоги. Многие чувствовали бы себя лучше, если бы не приходилось лгать.

6. Гипотеза о том, что «В представлении подростков ложь – наиболее простой способ решения проблемы», подтвердилась. Часто подростки выбирают ложь, так как считают этот вариант более простым, но задумываясь о последствиях, начинают понимать, что ситуация осложняется.

7. Исследования в моей работе показали, что в любой ситуации подростки могут найти несколько решений, значит, могут прогнозировать последствия. Трудно определить, в какой момент: когда собираются солгать, когда лгут или когда уже солгали.

8. Отношение школьников ко лжи тесно связано с возрастными особенностями. Используют ложь они достаточно часто, порой не задумываясь о последствиях.

9. Большинство учащихся, которые приняли участие в опросе, считают, что ложь – это неправда в любой ситуации. Возможность полностью отказаться ото лжи маловероятна. Но свести ложь к минимуму вполне реально.

Особое мнение

«Возможность участия в исследовательской деятельности и в конференции для меня очень важна. Я нашёл ответы на проблемные вопросы, которые интересовали меня. Познакомился с такими же юными исследователями, услышал мнение и советы компетентных людей по волнующим меня вопросам. Получил вдохновение на дальнейшую исследовательскую деятельность и почувствовал значимость своей деятельности»