Проекты*

Основные причины депрессии у подростков

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1287
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Работа посвящена актуальному для современного общества исследованию причин депрессии у подростков, так как происходящие динамические изменения в общественных отношениях вызывают проблемы, с которыми подросток не всегда может справиться самостоятельно. Психическое здоровье тинейджеров во многом определяет здоровье общества в целом. С каждым годом депрессивные состояния у подростков выявляются всё чаще. Помочь подростку справиться с таким состоянием можно только выяснив его причину.

Цель

Изучить причины, последствия и меры профилактики депрессивных состояний у подростков.

Задачи

1. Изучить теоретические и практические исследования по теме работы.

2. Выявить депрессивные состояния и их причины у подростков.

3. Проанализировать материалы исследования.

4. Разработать рекомендации для обучающихся, родителей и учителей по профилактике депрессивных состояний у подростков.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Опросник детской депрессии М. Ковач (CDI)

Описание работы

Используя научную литературу, автор узнал, что такое депрессия, каковы особенности и причины проявления депрессивных состояний у подростков; рассмотрел их диагностику, коррекцию и профилактику.

Затем с помощью опросника детской депрессии М. Ковач (CDI) был проведён опрос 30 учащихся 10 классов ГБОУ Школа № 1287 на наличие депрессивного состояния. Опросник охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Он предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т. к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования. Состоит опросник из 27 триад высказываний. Подростку предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того как он себя чувствует в последнее время. При обработке данных по каждому пункту выставляется балл от 0 до 2.
Интерпретация:

0–10 – состояние без депрессии;
11–16 – лёгкое снижение настроения;
17–19 – субдепрессия или маскированная депрессия;
20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для углублённого изучения ребёнка или подростка на предмет идентификации депрессивного заболевания.

Для определения причин депрессивных состояний была использована анкета.

Результаты

1. По результатам анкетирования у 55% учащихся 10 класса отсутствует депрессия на момент тестирования. У 15% учащихся выявлена маскировка возможного депрессивного состояния. 27% имеют лёгкое снижение настроения. 3% учащихся характеризуются выраженной депрессией и нуждаются в психологической и, возможно, медицинской помощи.

Результаты опроса подростков по оценке психологического состояния (%)

2. Юноши и девушки имеют сходные причины депрессии, но у них различается рейтинг причин. У девушек самой распространённой причиной депрессии является несчастная любовь, тогда как у юношей самой главной причиной плохого настроения являются конфликты с родителями. Причины депрессии у подростков объясняются проблемами их сложного для социализации возраста.

Причины депрессии у девушек (%)

Причины депрессии у юношей (%)

3. Проанализировав теоретические исследования и полученные результаты, автор предложил рекомендации по профилактике депрессии у подростков и оформил их как памятку для подростков, их родителей и учителей.

Выводы

1. Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются не так уж и редко, и эти состояния опасны по своим последствиям и часто сочетаются с другими проблемами, такими как нарушение пищевого поведения, суицидальное поведение, нервно-психическое напряжение. Депрессия накладывает отпечаток на все стороны личности: познавательную, поведенческую, эмоционально-волевую. Депрессия в подростковом возрасте не является нормальным кризисным проявлением и требует особого внимания и помощи психолога, педагогов и родителей.

2. Причины возникновения депрессивных состояний могут быть самыми различными: от генетической предрасположенности до проявлений возрастных кризисов, среди которых наиболее остро протекает подростковый. Депрессия обнаруживается чаще у девочек-подростков, чем у мальчиков.

Перспективы использования результатов работы

Предложенные автором рекомендации можно использовать для профилактики депрессии у подростков и их обучения методам саморегуляции психологического состояния.

Мнение автора

«Работа над этим проектом позволила мне увидеть, что к развитию депрессии может привести множество причин, и очень важно, как подросткам, так и их друзьям, родителям, уметь вовремя распознать первые признаки депрессии и оказать помощь.

Участие в конференции «Старт в медицину» позволило мне получить практический опыт исследовательской деятельности, расширить свои знания в области медицины и психологии. В дальнейшем данный проект может быть взят мной за основу более глубокого исследования при обучении в вузе»