Проекты

Уровень внушаемости учащихся средней школы как предиктор успешности обучения

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Психофизиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1329
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Внушаемость определяется субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться директивному воздействию.

Долгое время внушаемость рассматривалась как инструмент подавления и подчинения личности, однако в XX веке сферы использования внушаемости значительно расширились. В частности, большой интерес представило собой изучение внушаемости учащихся в ходе обучения. Понимание природы этого свойства личности и учёт степени внушаемости каждого школьника поможет наиболее правильно осуществлять индивидуальный подход в учебно-воспитательной деятельности и модифицировать процесс педагогического взаимодействия.

Цель

Изучить связь степени внушаемости с показателями успеваемости учащихся средней школы.

Задачи

1. Определить степень внушаемости учеников средней школы при помощи стабилометрии.

2. Проанализировать индивидуально-типологические характеристики учащихся с использованием психологических опросников Спилбергера и Айзенка.

3. Оценить уровень успеваемости у легко- и трудновнушаемых учащихся.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Стабилоплатформа

• Аппаратно-программный комплекс «БиоМера»

Описание

Регистрацию комплексного физиологического ответа организма на внушение в ясном сознании проводили методом стабилометрии. Это метод количественного исследования характеристик управления позой у человека на основе измерения координат центра давления в плоскости опоры. Метод стабилометрии способствует разграничению уровней внушаемости и выделению её механизмов. Благодаря этому методу возможно оценивать целый ряд физиологических показателей. Для исследования был взят показатель индекса энергозатрат, который отражает меру энергозатрат испытуемого на перемещение центра давления в плоскости платформы.

Исследование состояло из трёх этапов, в которых принимали участие 36 обучающихся ГБОУ Школа № 1329.

На первом этапе была использована стабилоплатформа «БиоМера».

До регистрации исследователь предупреждал испытуемого о том, что платформа работает в двух режимах: подвижном и неподвижном. После чего испытуемый закрывал глаза, и регистрировалась стабилограмма в течение 30 секунд. Затем исследователь делал вид, что переключает платформу на подвижный режим. После чего снова регистрировалась стабилограмма в течение 30 секунд. Обработку стабилограмм проводили с использованием алгоритмов аппаратно-программного комплекса «БиоМера». Индекс энергозатрат рассчитывался автоматически.

На следующем этапе исследования испытуемым было предложено пройти анкетирование с использованием ряда опросников ситуационной и личностной тревожности Спилбергера и опросника Айзенка.

На заключительном этапе были запрошены и проанализированы данные об успеваемости испытуемых.

Статистический анализ данных проводился с помощью пакета программ «StatSoft-Statistica 10.0». Для проверки нормальности распределения переменных использовали критерий Шапиро-Уилка. Достоверность различий между двумя независимыми группами при распределении данных, отличном от нормального, определялась по U-критерию Манна-Уитни, для связанных – по Т-критерию Вилкоксона. При проведении корреляционного анализа использовался метод ранговой корреляции по Спирмену.

Результаты

На основании показателей стабилометрии испытуемые были разделены на две группы.

К группе «Легковнушаемые» были отнесены участники, чей индекс энергозатрат во второй фазе исследования был выше, чем в первой. То есть, человек затрачивал большие ресурсы для поддержания равновесия.

К группе «Трудновнушаемые» были отнесены испытуемые, чей индекс энергозатрат во второй фазе исследования был меньше, чем в первой. То есть, человек приобрёл навык поддержания вертикальной позы на стабилоплатформе и не ощутил отличий между первой и второй фазами исследования.

Выделенные группы отличались по успеваемости. Так, учащиеся из группы «Легковнушаемые» имели более высокие показатели успеваемости, чем учащиеся, относящиеся к группе «Трудновнушаемые».

На основании данных, полученных в ходе корреляционного анализа, была выявлена прямая положительная зависимость успеваемости от степени внушаемости.

Выводы

1. Исследование подтверждает гипотезу о связи степени внушаемости и успеваемости.

2. Высокая степень внушаемости сопровождается высокими показателями успеваемости.

3. Степень внушаемости необходимо учитывать в ходе построения педагогического процесса как важную индивидуально-типологическую характеристику учащегося.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследований могут быть использованы для модификации педагогического процесса, особенно при взаимодействии с трудными подростками, а также учащимися коррекционных классов.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Минздрава России

Мнение автора

«Благодаря проекту «Медицинский класс в московской школе» я получила возможность подробнее познакомиться с будущей профессией. Я попробовала себя в научной работе, освоила многие интересные методы, разобрала азы статистики. Это было сложно, но очень интересно.

Выступление на конференции «Старт в Медицину» – своего рода проверка на прочность наших знаний. Благодаря конференции я поняла, что мне понравился процесс подготовки и проведения исследований и публичные выступления. Я очень надеюсь, что в будущем смогу продолжить заниматься научной деятельностью!»