Проекты

Проблемы организации времени учащихся как фактор их социальной успешности

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 8−9 классов

Направление работы: Социология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 667
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Актуальность

Жизнь большинства современных подростков очень насыщенна: уроки в школе, занятия в кружках и секциях, экскурсии, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, спортивных соревнованиях. Кроме этого нужно ещё и пообщаться с друзьями, помочь родителям по дому, позаниматься любимым делом, посмотреть телевизор, «посидеть» в интернете. Любой школьник может заблудиться в таком хаосе задач, которые ставят перед ним учителя, родители, друзья и его собственные желания и интересы. Попытки схватиться сразу за всё приводят к неуспеху, стрессам, а в худшем случае – к проблемам со здоровьем. Поэтому вопрос организации своего времени является очень актуальным.    

Цель

Изучить распределение времени у школьников путём анализа результатов опроса семиклассников и восьмиклассников и выработать рекомендации по повышению эффективности использования своих временны́х ресурсов.

Задачи

  • Изучить историю возникновения понятия тайм-менеджмента.
  • Ознакомиться с разными техниками тайм-менеджмента.
  • Провести опрос школьников.
  • Провести статистический анализ результатов опроса учащихся седьмых и восьмых классов.
  • Сделать выводы по результатам статистического анализа.

Дать рекомендации школьникам по более эффективному планированию своего времени.

 Содержание работы

Работа над исследованием заняла полгода. В течение нескольких месяцев автором изучались теоретические материалы, определялась выборка испытуемых, разрабатывался опросник, и проводилось анкетирование. На основе полученных результатов были предложены рекомендации по планированию своего времени, создан ежедневник школьника и мотивирующий образовательный видеоролик. Были проведены тематические классные часы с целевой аудиторией, направленные на обучение школьников приёмам тайм-менеджмента.

Проблемой рационального использования своего времени человек озадачился ещё в глубокой древности. В ХХ веке возникла теория «управления» своим временем и появился термин «Time Management», а также понятие «личная эффективность». Стало очевидным, что без грамотной организации своего личного и рабочего времени, без анализа прожитого отрезка времени (дня, недели, месяца) невозможно достичь успеха в каких-либо делах. Отвлечение на посторонние занятия, бесцельное времяпрепровождение не позволяют стать успешным в учебе, в спорте, в хобби, больно бьют по самооценке человека, негативно влияют на его социальный статус.

Учащиеся 7−8 классов испытывают довольно большую нагрузку: в расписании появляются новые предметы, начинается профессиональное самоопределение и т. д. Учащиеся порой жалуются, что не успевают сделать уроки, получают «двойки», сильно устают. И выясняется, что уроки не сделаны не потому, что учитель много задал на дом, а потому, что ученик до ночи сидел в Сети, а про сочинение по литературе или задачки по физике вспомнил уже в полночь, когда очень хотелось спать.

В опросе приняли участие 44 учащихся 7 классов и 32 учащихся 8 классов Школы № 667. Вопросы касались того, сколько времени ребята затрачивают на выполнение домашнего задания, какую стратегию выбирают при решении сложных задач, как проводят свободное время, занимаются ли дополнительным образованием.

Результаты опроса были обработаны и представлены в виде диаграмм.

Выводы

Проведённое анкетирование показало, что учащиеся 7−8 классов не владеют техниками тайм-менеджмента, неэффективно используют своё свободное время, часто бесцельно тратят его.

Для обучения приёмам организации своего времени на основе изученных теоретических материалов были разработаны практические рекомендации, мотивирующий видеоролик и макет ежедневника. Предполагается, что учащиеся в течение нескольких месяцев будут осуществлять планирование и анализ своего учебного и свободного времени, после чего будет проведено повторное анкетирование для оценки эффективности своей деятельности