Проекты*

Выявление учеников 6-х классов школы № 138 г. Москвы, испытывающих проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 138
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Подростки нередко испытывают проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Им приходится менять классы, школы, либо они становятся агрессивными. Очень важно таких школьников выявлять и своевременно им помогать с помощью одноклассников и с привлечением психолога школы.

Цель

Выявить среди учеников 6-х классов школы № 138 тех, кому нужна помощь психолога.

Задачи

1. Изучить литературные научные данные о взаимоотношениях подростков.

2. Подготовить опросник, позволяющий выявить учеников, с которыми большинство одноклассников не хотят общаться.

3. Провести анонимное анкетирование среди учеников 6-х классов школы № 138 для выявления учеников, испытывающих проблемы в общении с одноклассниками.

Описание

Автором была разработана анкета для учеников 6-х классов, содержащая три вопроса:

1. С кем ты хочешь сидеть за одной партой?

2. С кем ты не хочешь сидеть за одной партой?

3. Чем подросток отличается от ребёнка и взрослого?

Третий вопрос использовали для отвлечения внимания и, соответственно, для большей искренности при ответе на 1 и 2 вопросы.

В анонимном анкетировании приняли участие 75 обучающихся 6-х классов.

При ответе на первый вопрос ни разу не были названы фамилии пятерых обучающихся. При ответе на второй вопрос те же самые ученики набрали наибольшее по сравнению с остальными количество отрицательных отзывов.

Результаты исследования показали, что самые большие проблемы, как правило, у новичков, пришедших из других школ. Именно с этими учениками большое число одноклассников не хотели сидеть за одной партой.

На втором этапе исследования в классе проведено обсуждение о возможной помощи новичкам со стороны одноклассников.

Предложено три решения:

- сесть за одну парту с обучающимся одному из тех, с кем бы он хотел сидеть;

- подписаться в социальных сетях на блог обучающегося;

- сообщить классному руководителю и школьному психологу о необходимости помощи.

Результаты

1. 10% шестиклассников имеют проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

2. Среди тех, кто испытывает проблемы, новички, перешедшие из других школ, составляют 71%.

3. 40% из новичков в течение 2-х лет ушли из школы.

4. 10% шестиклассников являются «звёздами класса». Среди них новички составляют 10%.

5.  Один обучающийся учится в школе и классе уже два года, хотя до этого поменял несколько школ.

Выводы

1. Новички, перешедшие из других школ, как правило, чаще всего имеют проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.

2. При появлении новичка в классе классному руководителю целесообразно выяснить причину его перехода в новую школу.

3. Одноклассникам необходимо бережно относиться к новичкам. При необходимости просить школьного психолога о помощи.

Мнение автора

«Благодаря «Старту в медицину» и проведённому автором исследованию удалось помочь обучающемуся (по результатам анкетирования набрал максимальное количество отрицательных баллов). В настоящее время обучающийся продолжает учиться в школе. Благодаря конференции и проведённому исследованию жизнь человека изменилась в лучшую сторону»