Проекты*

Типы когнитивной активности при понимании текста (на материале научно-популярного текста)

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Когнитивные исследования
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1811
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Проблема понимания текстов является междисциплинарной, общей для целого ряда наук. Ею занимаются такие науки, как лингвистика, герменевтика, педагогика, обучение иностранному языку, психолингвистика, психология и др. В последнее время проблема понимания текста актуализировалась и в ряде практических областей в связи с международными исследованиями «Pisa» (читательская грамотность) в педагогике, с автоматизированным переводом текста в цифровой сфере, в обучении иностранному языку.

Цель

Выявить основные типы понимания текста (на материале научно-популярного текста).

Задачи

1. Разработать методику исследования.

2. Провести исследование и обработать полученные материалы.

3. Проанализировать результаты.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Распечатка текста

• Бланки для заполнения

Описание

Для исследования автор использовал статью «История нефти». Текст состоял из 7 абзацев, умещался на одном листе формата А4. Он относится к типу научно-популярных текстов, написан простым языком и не требует специальных знаний. Предварительный анализ показал, что на семантическом уровне текст, несмотря на свою доступность, имеет два слоя. Во-первых, он содержит фактическую информацию об истории добычи и использования нефти. Во-вторых – утверждения о причинной связи фактов и событий.

Участникам исследования предлагалось выполнить три задания к тексту:
- озаглавить текст,

- в 2–3-х предложениях сформулировать его основную мысль,
- нарисовать схему, выражающую основную мысль текста.
Время на работу не ограничивалось. В среднем испытуемые затрачивали на работу 25 минут.

Проблема исследования включала в себя следующие вопросы:

1. Какова доля участников, выделивших заложенную автором мысль?
2. Что при понимании текста делают те, кто не выделил мысль автора? Есть ли в их способах «понимания» нечто общее (типы когнитивной активности (КА)?

3. Есть ли различия в типах КА и в их долевом распределении в разных возрастных группах участников исследования.

Автор предположил, что:

- можно будет выявить несколько типов КА, при этом некоторые из них не будут являться «пониманием текста»;

- одни и те же типы КА будут прослеживаться в разных возрастных группах.

Предварительно были разработаны инструкция, карта-схема анализа текста, методика интерпретации протоколов. Задача эмпирического анализа состояла в том, чтобы по «следам» в протоколах «расшифровать» общие черты когнитивной активности участников.

В исследовании принял участие 191 человек, группы удовлетворяют критериям случайной выборки.

Результаты

1. Во всех группах выявлено 4 типа когнитивной активности:

① – воспроизводят текст, не восстанавливая за ним никакого смысла – «ориентация на воспроизведение текста, на пересказ»;

② – приписывают тексту некий смысл, далекий от текста, минуя работу с текстом – «беспомощное, наивное, детское понимание»;

③ – извлекают из текста «фактическую информацию» под углом стандартных схем (шаблонов «структурирования информации»), мысль автора текста не замечают – «подведение под шаблон», «узнавание»;

④ – схватывают мысль автора – «ориентация на выделение мысли автора».

2. С практической (и педагогической) точки зрения типы КА ① и ② обычно оцениваются как отсутствие понимания, а тип ③ – неполное (частичное) понимание, когда фактическая информация вычерпана, но причинная связь не понята. Только тип ④ можно считать полным пониманием.

Результаты по группам и типам когнитивной активности

Выводы

1. Только незначительная часть участников восстанавливают за текстом мысль автора. Подавляющее большинство этого не делают (во всех группах). 65,7% школьников, 72% студентов и 58% учителей не понимают содержание научно-популярного текста (строка «сумма ① и ②»). Совокупная доля полного непонимания превышает совокупную долю понимания («сумма ③ и ④») во всех группах, кроме «эталонной» – группы нефтяников, т. к. содержание текста прямо связано с их профессиональной деятельностью).

2. Качество понимания при переходе от старшеклассников к взрослым возрастает, однако незначительно. Этот рост нелинейный. Провал наблюдается в группе студентов – резкое увеличение механического воспроизведения текста за счёт резкого сокращения желания обнаружить смысл. Возможное объяснение – резкое увеличение объёма информации в вузе, не подкреплённое освоением инструментов её обработки.

3. С возрастом уменьшается доля детского, «беспомощного понимания» (стремление к «быстрому» полаганию смысла, минуя текст), причём у студентов – за счёт роста доли механического воспроизведения текста.

4. В «эталонной группе» по сравнению со студентами резко уменьшается доля «полного непонимания», резко возрастает (вдвое) доля трафаретного, шаблонного понимания и доля понимания как выделения мысли автора. При этом доля шаблонного понимания ③ вдвое выше доли понимания как выделения мысли автора ④.

Перспективы использования результатов работы

Результаты могут быть практически использованы в педагогике общего и высшего образования.

Награды/достижения

1. VII Международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование», 2019 – участник.

2. Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ обучающихся, 2020 – победитель.

Мнение автора

«Мне было интересно заниматься исследованием, т. к. оно ставит новые вопросы, требующие продолжения работы. Участие в конференции «Старт в медицину» было для меня очень полезным. Проект «Медицинский класс в московской школе» помогает обучающимся, поступающим в медицинские вузы»