Проекты*

Исследование влияния правополушарности на развитие школьника

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Гимназия № 1516
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 12−14 апреля 2018 года

Цель

Исследование влияния правополушарности на развитие школьника.

Описание

Левшество, или правополушарность является одной из важнейших и постоянных характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга социальных проблем.

Медицинские факты говорят о том, что если оба родителя правши, то вероятность появления на свет правополушарного ребенка составляет 2%, если один из родителей левша – 17%, а у леворуких родителей левши рождаются в 46% случаев. В мире насчитывается примерно 9–17% левшей, в нашей стране – почти 25%.

Сегодня левшей условно делят на 2 группы – естественных и компенсаторных. У первых левшество заложено генетически. Компенсаторное левшество связано с каким-либо поражением мозга в случае родовой травмы, проблемы беременности, болезни на раннем этапе развития ребёнка и т. д.

В настоящее время исследования учёных показали, что возможности людей, которых обычно называют левшами – не аномалия, а норма.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть современные подходы к исследованию феномена правополушарности человека.
  2. Установить закономерности развития левшей.
  3. Выявить особенности и степень влияния правополушарности на развитие школьников, их социальную адаптацию.
  4. Проанализировать особенности взаимодействия правополушарных людей в обществе.

Гипотеза исследования: Правополушарные люди имеют психологические особенности, отличающие их от левополушарных, что может явиться причиной трудностей их социальной адаптации.

Есть мнение, что дети с доминированием функций правого полушария мозга часто имеют трудности в обучении из-за того, что они нуждаются в видении материала в целом, а им с первых уроков предлагают отдельные знания, связывать эти детали, находить различия между ними. Всё это изначально не свойственно правополушарникам, и с первого класса они часто попадают в группу учеников, имеющих трудности в обучении.

Для того чтобы выяснить, как влияет леворукость на развитие школьников и на их адаптацию в коллективе, была исследована группа старшеклассников параллели 10 классов школы № 1516 города Москвы. Было протестировано 52 учащихся, имеющих 1-ю группу здоровья по данным медицинских карт и добровольно согласившихся принять участие в исследовании, – 26 девушек и 26 юношей.

Для выявления признаков скрытого левшества использовались 4 стандартные пробы (ведущие рука, нога, глаз, ухо). Для определения ведущей руки был использован тест А.П. Чуприкова. Для определения типа темперамента – тест Айзенка. Для определения физиологических и психологических характеристик учащихся использовалась методика В.Н. Бузиной и Э.Ф. Вандерлика «Краткие Отборочные Тесты. Опросник диагностики интеллекта (IQ)». Для определения логического мышления – тест М. Войнаровского.

В процессе проведенного исследования выявлено 14 правополушарных школьников из 52 учащихся, следует отметить, что большая часть из них − девочки – 11 человек.

При опросе правополушарной группы школьников установлено, что все они предпочитают пользоваться левой рукой при письме или в быту, их никогда не пытались переучить ни дома, ни в общественных организациях. Подавляющее большинство обследованных левшей являются естественными. Из 14 учащихся пять человек имеют правополушарных родственников, четыре ученика отметили, что левшами были их папа или мама, но в процессе обучения и воспитания они (родители) были переучены писать и осуществлять другие действия правой рукой. Остальные учащиеся, по-видимому, имеют компенсаторный вид левшества.

В результате установлены особенности развития леворуких школьников и специфика их адаптации в коллективе.

Результаты

1. Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы узнали и убедились в том, что левшество является разновидностью нормы.

2. В результате анализа адаптированных тестов в параллели 10-х классов выявлено 27% правополушарных учеников (результаты близки к статистическим: в России около 25% правополушарных детей), причём девушки среди них преобладают.

3. Правополушарные школьники практически не отличаются от левополушарных по основным показателям познавательной интеллектуальной способности, концентрации и объёму внимания.

4. У левшей лучше развита краткосрочная механическая память и ассоциативное мышление, что может явиться причиной их уникальной индивидуальности и нестандартности. Этот факт подтверждает выдвинутую гипотезу.

5. Правополушарные – неоднородная группа, поэтому делать вывод об их неуспешности в учёбе неверно.

6. Левшество является особенностью биологической конструкции индивида, и поэтому нельзя лечить или переучивать левшей.

7. Родителям и педагогам стоит учитывать степень развития полушарий мозга у обучающихся, что поможет скорректировать особенности их обучения и воспитания.

Перспективы использования результатов работы

Планируются дальнейшие исследования разных возрастных групп учащихся.

Особое мнение

«Исследования в области физиологии и психологии мне понравились. Организация конференции «Старт в медицину» прошла на высоком уровне, понравились музеи и работы других участников»