Проекты*

Невидимая опасность среди нас

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Микробиология, Гигиена
Авторы работы: ГБОУ Школа № 283
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Проводя большую часть дня в школе, ученики должны помнить о правилах гигиены и соблюдать их. Все прекрасно знают, что надо мыть руки перед едой, а вот то, что надо помыть руки после работы за школьным компьютером, или после того как закрыл жалюзи, многие даже не догадываются.

Цель

Выявить наиболее загрязнённые предметы в учебном кабинете.

Задачи

1. Узнать, какую роль играет гигиена в поддержании здоровья.

2. Выяснить состав пыли.

3. Взять пробы с различных предметов.

4. Провести анализ полученных данных.

5. Дать рекомендации по более тщательной уборке помещений.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Агар микробиологический сухой

• Стерильная ёмкость для приготовления питательной среды (колба)

• Чашки Петри стерильные

• Микробиологические петли, шпатели, иглы стерильные

• Электроплита

• Весы

Описание работы

По мнению большинства, самые загрязнённые места в учебном кабинете – это ручки дверей, поддоны цветов и батареи. Именно этим местам уделяется особое внимание при уборке кабинетов. Авторы решили вяснить, какие ещё места в помещении могут представлять опасность.

На первом этапе была приготовлена питательная среда, для приготовления которой к ½ чайной ложки порошкового агара добавили 60 мл горячей воды. Затем полученный раствор довели до кипения и проварили одну минуту. Питательная среда считается готовой, если порошок полностью растворился. Питательную среду охладили до комнатной температуры и налили в стерильную чашку Петри таким образом, чтобы питательная среда покрывала только дно. Затем дали питательной среде остыть.

На втором этапе был использован микробиологический метод исследования, который заключается в культивировании клеток – выращивании клеток на специальной питательной среде с использованием агар-агара. С загрязнённых поверхностей кабинета биологии были взяты пробы и сделаны посевы: 5 образцов с ручки двери, 5 – с клавиатуры ноутбука, 5 – со шнура управления жалюзи, 5 – с поддона цветов, 5 – с батарей.

Степень загрязнённости предмета авторы определяли по количеству выросших колоний, а также по их разновидностям. Данный метод даёт приблизительный результат количества микроорганизмов на поверхности предмета.

Спустя 5 дней авторы провели осмотр чашек Петри. На всех чашках были замечены колонии, круглые по форме, гладкие по краям, выпуклые по профилю, точечные по размеру; цвет варьировал от белого, серого до слегка желтоватого оттенка, при наведении на свет колонии блестели.

Следующие замеры были проведены через 3 недели. Колонии увеличились в размере, что позволило сделать выводы о наиболее загрязнённых предметах. Предположительно, в чашках Петри выросли бактерии и плесневые грибы.

Результаты

В ходе исследования были обнаружены наиболее загрязнённые предметы: клавиатура ноутбука и шнур управления жалюзи. Определить точный род и семейство микроорганизмов с помощью окрашивания или химических реакций не было возможности. Предположительно, на указанных объектах были обнаружены бактерии и грибы.

Авторы предложили следующие рекомендации: не реже 1 раза в неделю клавиатуру ноутбуков протирать стерильными спиртовыми салфетками; шнур управления жалюзи обрабатывать тем же дезинфицирующем раствором, что и подоконники, батареи, ручки дверей – в соответствии с графиком уборки.

Результаты посевов:

с клавиатуры ноутбука (слева), со шнура управления жалюзи (справа)

Выводы

1. Пыль, которая скапливается между клавишами ноутбука, может привести к различным заболеваниям (пылевые бронхиты, трахеиты, конъюнктивиты).

2. Ещё одним источником загрязнения являются шнуры управления жалюзи.

3. Необходимо ввести обязательную еженедельную уборку ноутбуков и шнуров управления жалюзи.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования необходимо довести до сведения всех обучающихся и сотрудников школы. Также необходимо внести исследованные предметы (ноутбук и шнур управления жалюзи) в список для еженедельной уборки.

Мнение автора

«Во время работы над проектом мы поняли, что стоит как можно тщательнее относиться к своему здоровью. Ведь порой даже самые безобидные вещи могут нанести сильнейший вред нашему здоровью. Участие в проекте «Медицинский класс в московской школе» – это отличный опыт, который позволяет понять, что ждёт нас в будущей профессии. Конференция «Старт в медицину» даёт возможность попробовать себя в науке!»