Проекты*
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 738

Оценка фактического питания детей школьного возраста в соответствии с их соматотипами

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Анатомия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1501
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Недостаточный пищевой статус приводит к белково-энергетической недостаточности, нарушению структур и функций организма, следовательно, выявление причин и распространённости отклонений пищевого статуса и отклонения физического развития среди школьников старших классов в настоящее время особенно актуально.

Цель

Оценить влияние режима питания на формирование недостаточного пищевого статуса и отклонение физического развития школьников старших классов.

Задачи

1. Измерить соматометрические показатели школьников старших классов.

2. Оценить пищевой статус школьников старших классов.

3. Оценить физическое развитие школьников старших классов.

4. Вычислить инцидентность и относительный риск развития недостаточного пищевого статуса при неправильной организации питания.

5. Вычислить инцидентность и относительный риск неправильного физического развития при недостаточном или избыточном пищевом статусе.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Калипер

• Сантиметровая лента

• Напольные весы

Описание работы

В исследование было включено 40 школьников 10 класса ГБОУ Школа № 1501 города Москвы. Основные антропометрические показатели (масса тела, рост, толщина кожно-жировых складок) были измерены у каждого участника в стандартных условиях при дневном освещении и температуре воздуха 23 °С. Для измерений был использован стандартный набор антропометрических инструментов (напольные весы, ростомер, калипер). Сведения об организации и составе фактического питания школьников собирались с помощью анкетирования. Оценка пищевого статуса производилось по формулам: ОМП(см) = ОП(см)-0,314xКЖСТ(мм), где ОМП – окружность мышц плеча, ОП – окружность плеча, КЖСТ – кожно-жировая складка трицепса. Оценка ИФР (индекс физического развития) производилась по формуле: ИФР = рост стоя, см – (масса, кг + окружность грудной клетки, см). Инцидентность возникновения недостаточного пищевого статуса и отклонений физического развития в исследуемой группе рассчитывалась с помощью формулы: I=x/(x+y), где х – число школьников с отклонением, у – число школьников без отклонения. Для проведения статистического и логического анализа полученных данных было проведено когортное ретроспективное одномоментное исследование.

Для оценки влияния нерациональной организации питания на пищевой статус в качестве фактора риска развития недостаточного пищевого статуса было выделено количество приёмов пищи в день. В первую основную группу было включено 15 школьников, получающих двухразовое питание, во вторую – 10 школьников, получающих питание более 3-х раз в день. В контрольную группу были включены школьники, получавшие трёхразовое питание.

Расчёт инцидентности недостаточного пищевого статуса при наличии фактора риска производился по формуле: I1=a/(a+b), где, а – число школьников с недостаточным пищевым статусом при наличии фактора риска, b – число школьников с нормальным или избыточным пищевым статусом.

Результаты

Величина показателя инцидентности недостаточного пищевого статуса составила:

- во всей совокупности − 0,26 (10 человек из 40);

- при нерациональной организации питания (менее трёх раз в день) − 0,27 (4 из 15);

- при нерациональной организации питания (более трёх раз в день) – 0,1 (1 из 10);

- при рациональной организации питания (три раза в день) – 0,36 (5 из 14).

Величина показателя инцидентности отклонений физического развития составила:

- во всей совокупности − 0,88 (29 из 33);

- при недостаточном пищевом статусе – 0,5 (4 из 8);

- при избыточном пищевом статусе – 1 (5 из 5).

Относительный риск развития недостаточного пищевого статуса:

- при приёмах пищи менее 3-х раз в день равен 0,7468;

- при приёмах пищи 3 раза в день – 0,28.

Относительный риск для отклонений физического развития:

- для группы недостаточного пищевого статуса равен 0,5;

- для группы избыточного пищевого статуса равен 1.

 

Выводы

1. Величина значения относительного риска развития недостаточного пищевого статуса при наличии нерациональной организации питания меньше единицы, значит риск возникновения недостаточного пищевого статуса у школьников, не получающих трёхразовое питание, ниже, чем у школьников, принимающих пищу три раза в день.

2. Величина относительного риска возникновения отклонений физического развития при наличии недостаточного пищевого статуса меньше единицы, значит риск возникновения отклонений физического развития у школьников, имеющих недостаточный пищевой статус, меньше, чем у их сверстников, имеющих нормальный пищевой статус.

3. Значение относительного риска указывает на отсутствие связи между фактором и развитием патологического состояния.

4. Полученные результаты свидетельствуют об отсутствии значимости рациональной организации питания для поддержания у школьников старших классов нормального пищевого статуса. Однако нельзя исключить влияние на результат небольших объёмов выборки, отсутствие сведений о физической активности и случайных ошибок.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования могут помочь школьникам правильно организовать своё питание.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России

Награды/достижения

Открытый межрегиональный конкурс проектно-исследовательских работ «Ярмарка идей в МК № 1» по профилю «Медицина» − участник.

Мнение автора

«Я считаю, что моя работа дала мне невероятный опыт, который в будущем понадобится мне для продолжения исследований в этой области»