Проекты

Изучение действия различных групп антибиотиков на микроорганизмы. Антибиотикорезистентность

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Микробиология и эпидемиология»

Направление работы: Микробиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1598
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Установить чувствительность микроорганизмов, взятых из ротоглотки человека, к различным группам современных антибиотиков.

Описание

Микроорганизмы окружают человека повсеместно. Каждая среда обитания наполнена разнообразными их видами. Отдельный интерес для человека представляют бактерии, в особенности − патогенные. Благодаря своей физиологии они могут сопротивляться действию препаратов антибактериальной направленности. Адаптация отдельных штаммов болезнетворных микроорганизмов к действию антибиотиков – серьёзная проблема для медицины.

Гипотеза

Многие бактерии, в частности, патогенные, устойчивы к действию антибиотиков.

Задачи

1. Изучить литературные источники и ресурсы сети Интернет по теме.

2. Путём эксперимента выявить устойчивость ряда бактерий к действию антибиотиков.

3. Определить степень резистентности к разным группам антибиотиков.

Этапы выполнения работы:

1. Подбор группы людей, отвечающей определённым критериями (приблизительно одного возраста, часто контактирующих друг с другом).

2. Подготовка питательной среды для посевов.

3. Забор биологического материала.

4. Посев взятых мазков с соблюдением нумерации и порядка.

5. Размещение антибиотиков на засеянную питательную среду.

6. При использовании научной литературы определить принадлежность полученных колоний к тому или иному биологическому виду по следующим критериям: форма и рост колоний.

7. Проанализировать полученные результаты.

Питательная среда была приготовлена на агар-агаре. Забор биологического материала осуществлялся стерильными инструментами. Посев производился петлёй (посев штрихами) по методу Гольда. На внешней стороне дна чашки Петри с питательным агар-агаром проводят разграничительные линии, разделяющие её на 4 сектора. Исследуемый материал вносят петлёй в первый сектор и проводят ею параллельные линии по всему сектору на расстоянии одна от другой около 5 мм. Этой же петлёй, не изменяя её положения по отношению к питательной среде, проводят такие же линии на других секторах чашки.

Убедившись, что питательная среда работает, и температура для роста колоний благоприятная (+35 °+36 °С), осуществили повторный посев. Одновременно при посеве в чашки Петри на равном расстоянии друг от друга внесены одинаковые дозы разных антибиотиков. Для исследования использовались следующие антибиотики: Амоксиклав, Цефтриаксон, Макропен и Амоксициллин. Уже в течение первых суток начался рост колоний, к четвёртым суткам колонии заполнили практически всю поверхность питательной среды, за исключением небольших окружностей разного диаметра вокруг ряда антибиотиков. По диаметру зон задержки роста культуры можно судить о её чувствительности к соответствующим антибиотикам. Если зона задержки роста до 15 мм, то культура расценивается как нечувствительная или низкочувствительная, 15–24 мм – средняя чувствительность, 25 мм и более – высокая чувствительность.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Чашки Петри

• Линейка для измерения диаметра зон задержки роста

• Перманентный маркер для разграничения зон внесения антибиотиков

• Стерильные инструменты для взятия мазков

Результаты

Итогом работы стала наглядная демонстрация эффективности определённых групп антибиотиков на выращенные колонии бактерий, высеянных из ротоглотки человека.

Доказана неэффективность использования антибиотиков в отношении устойчивых к ним некоторых колоний бактерий и грибов. Полученные в ходе эксперимента столь вариабельные результаты говорят в первую очередь о том, как важно грамотно подходить к выбору антимикробного препарата при различных бактериальных инфекциях.

Особое мнение

«Я первый раз принимаю участие в конференции «Старт в медицину». Это стало для меня незаменимым опытом. На конференции было представлено много работ и было видно, как много сделали ребята, такие же участники, как и я. Мне бы хотелось видеть конференцию «Старт в медицину» процветающей, развивающейся и шагающей в ногу со временем. Возможно, это событие станет отправной точкой в выборе моей профессии»