Проекты*

Влияние стимуляции определённых эмоций учащегося старших классов на результативность его учебной деятельности / The interaction between stimulated students` emotions and their academic results

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины (на английском языке)»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа «Покровский квартал»
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В учебной деятельности можно наблюдать связь эмоционального состояния с результативностью обучения. Это значит, что в определённом эмоциональном состоянии человек лучше или хуже усваивает информацию. Например, установлено, что негативное эмоциональное состояние человека ухудшает восприятие им информации. Тогда возникает вопрос: как именно взаимосвязаны эмоциональные состояния и конечный результат учебной деятельности старшеклассника? Как отразится стимулирование определённых эмоций на результативности учащегося?

Цель

Установить и проанализировать взаимосвязь влияния эмоциональных состояний ученика на результаты его учебной деятельности.

Задачи

1. Определить характер и степень воздействия эмоциональных состояний на учебную деятельность ученика, её результативность.

2. Определить суть понятия человеческих эмоций и их проявления.

3. Выявить характер связи мотивации субъекта и его эмоционального состояния.

4. Выбрать условия и методику проведения исследования.

5. Провести исследование по выявлению связи между эмоциональным состоянием ученика и его результативностью.

6. Проанализировать полученные в ходе исследования результаты.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Компьютер

• Программы для статистического анализа данных

Описание

На первом этапе была изучена научная литература по теме исследования.

Далее автор сопоставил функционал и свойства эмоциональных состояний, которые влияют на уровень личностной мотивации человека, так как они задают направление деятельности и формируют мотивы. Была проанализирована взаимосвязь мотивации и произвольного внимания, которое и позволяет учащемуся концентрироваться на выполнении определённого вида деятельности.

На следующем этапе автор провёл исследование по выявлению связи между эмоциональным состоянием ученика и его результативностью. В исследовании приняли участие 154 обучающихся 10-х классов двух школ. Все участники были разделены на 3 группы. Участие респондентов в исследовании было анонимным и случайным, т. е. участники не были осведомлены об их принадлежности к группе определённого типа.

Участникам первой группы задавался стимул, вызывающий негативные эмоции, например, объявление о проведении итоговой контрольной работы по обширному блоку тем на следующем занятии. Во второй группе стимулировались положительные эмоции посредством смешного анекдота, подбадривания и т. д., а в третьей (контрольной группе) эмоции не стимулировались и были созданы обычные привычные для ученика условия.

После стимула определённых эмоциональных состояний в каждой из групп респондентам были предложены специальные анкеты, содержащие 2 блока заданий:

- 1 блок (основан на тесте Спилбергера-Ханина) – вопросы на определение эмоционального состояния, вопрос на исключение побочной переменной;

- 2 блок – задания школьной программы из разных предметных областей (математика и логика, русский и английский языки) средней сложности.
На выполнение заданий отводилось 10 минут.

Метод анкетирования был выбран потому, что он

- позволяет быстро и оперативно получить необходимую информацию от большого числа респондентов без нарушения течения образовательного процесса;

- исключает влияние личности человека, проводившего анкетирование, на репрезентативную группу;

- исключает отношения субъективного характера исследователя в отношении кого-либо из респондентов.

Полученные результаты обрабатывались математическим анализом.

Результаты

1. После первичной обработки результатов и исключения респондентов, у которых было выявлено влияние побочной переменной (т. е. на эмоциональное состояние учащегося было оказано сильное влияние в течение 3-х дней до момента участия в исследовании), установлена информация о количестве реальных участников исследования. Так, в первой группе их количество составило 31 человек, во второй группе – 24 человека, а в третьей группе – 36 человек.

2. В контрольной группе 76% правильно выполненных заданий. В группе с позитивным воздействием учащиеся правильно выполнили 82% заданий, в группе с негативным воздействием лишь 46% верно решённых заданий.

3. В целом юноши и девушки справились с предложенными заданиями одинаково в равных условиях. Однако, исходя из анализа первой группы, видно, что негативный стимул в большей степени влияет на результат девушек по сравнению с юношами.

Выводы

1. Существует видимая прямая зависимость между характером эмоционального состояния ученика и уровнем результативности его учебной деятельности.

2. Стимулируя положительные эмоциональные состояния учащегося, можно улучшать его академическую результативность.

3. Достаточно большое число учащихся испытывают усталость вне зависимости от стимула эмоционального состояния.

4. Негативное эмоциональное состояние в большей степени отражается на результатах девушек в сравнении с юношами.

Перспективы использования результатов работы

Полученные в ходе исследования результаты могут быть применены в сфере образования с целью повышения результативности учащихся. Результаты работы позволяют учитывать некоторые факторы (уровень мотивации, эмоциональное состояние ученика и т. д.), значительно влияющие на течение образовательного процесса, при выстраивании диалога с учениками, что может позитивно отразиться на их достижениях и коммуникации с преподавательским составом образовательного учреждения.

Сотрудничество с вузом при создании работы

НИУ ВШЭ

Награды/достижения

Конкурс проектных и исследовательских работ школьников «Высший пилотаж» – призёр

Мнение автора

«Благодаря конференции «Старт в медицину» у обучающихся есть достаточно интересный и новый опыт по защите работы на иностранном языке»