Проекты

Модель распространения инфекционных заболеваний

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Микробиология и эпидемиология» среди групповых работ учащихся 8−9 классов

Направление работы: Медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1637
Предметы: Биология, Экология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Бактерии населяют почву, водоёмы, находятся в воздухе, которым мы дышим, внутри организма человека и животных, в растениях и продуктах питания. Многие из них вызывают заболевания человека, животных и растений. Микроорганизмы проникают в организм человека через воздух, продукты питания, контакты. Многие из них паразитируют на теле человека и внутри организма. Микроорганизмы, внедряясь разрушают ткани, выделяют ядовитые вещества, иногда являются причиной гибели человека.

Гипотеза

Микроорганизмы могут распространяться в обществе на большие расстояния по воздуху и на поверхности тела самого человека.

Цель

Изучить распространение микроорганизмов воздушно-капельным путём.

Задачи

1. Изучить литературу о распространении микроорганизмов.

2. Провести анкетирование среди учащихся о мерах профилактики инфекционных заболеваний.

3. Составить модель распространения микроорганизмов при чихании на примере дрожжей.

4. Изучить распространение микроорганизмов при рукопожатии.

Результаты работы

Авторы провели анкетирование, в котором учащиеся отвечали на вопрос «Какие меры нужно принимать, чтобы не заболеть инфекционными заболеваниями?» Были даны следующие ответы: носить медицинскую маску, принимать противовирусные средства, осуществлять вакцинацию, мыть руки, соблюдать правила гигиены, пить витамины, меньше находиться в многолюдных местах, закаляться.

Авторы исследовали распространение микроорганизмов в обществе, где отдельным звеном является человек. Человек − распространитель и переносчик заболеваний.

Авторы создали модель распространения микроорганизмов при чихании и рукопожатии.

В построении модели были использованы дрожжи. Питательная смесь, использованная в исследованиях, была изготовлена на основе сусло-агара. В качестве распространителей были ученики школы. Один из них создавал имитацию чихания, используя пульверизатор со смесью дрожжей. Чашки с питательной смесью разместили в разных частях класса. Спустя несколько дней подсчитывали количество образованных колоний.

В результате исследования выяснилось, что микроорганизмы по воздуху могут распространяться на довольно большие дистанции. Больше всего колоний находилось в радиусе 1 м от чихающего. В два раза меньше колоний находилось на расстоянии 2,6 м от чихающего.

Дальнейшее исследование было направлено на изучение распространения микроорганизмов при рукопожатии. Культура дрожжей наносилась на руки при имитации чихания с прикрытием рукой. При распространении при рукопожатии микроорганизмы были обнаружены в таком же количестве у третьего человека в цепи передачи.

Составив модель передачи микроорганизмов от человека к человеку воздушно-капельным путём, авторы пришли к выводу, что микроорганизмы с лёгкостью преодолевают пространства, оказываясь затем в организме другого человека