Проекты

Влияние современных гаджетов на зрение школьников ГБОУ Школа № 1788 г. Москвы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1788
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

С каждым годом увеличивается число людей, страдающих миопией (близорукостью), как в России, так и других странах. Особенно часто встречаются случаи миопии у детей школьного возраста. Одним из важных факторов, способствующих развитию данного заболевания у детей, рассматривается проблема влияния современных гаджетов на органы зрения в результате частого и длительного их использования в течение суток.

Цель

Изучение влияния гаджетов на формирование и прогрессирование близорукости у детей школьного возраста с учётом возрастных аспектов, а также привязанности детей к современным гаджетам в отдельно взятом образовательном учреждении г. Москвы.

Задачи

1. Провести анализ анамнестических данных начальных сроков формирования миопии у школьников ГБОУ Школа № 1788 по возрастным категориям.

2. Проанализировать часовую нагрузку использования гаджетов учащимися школы в течение суток.

3. Проанализировать взаимосвязь степени прогрессирования миопии и длительности увлечения гаджетами в течение суток.

4. Провести анализ взаимосвязи использования различных видов гаджетов учащимися школы № 1788 и прогрессирования миопии с начала выявления у них проблем со зрением.

5. Проанализировать взаимосвязь степени прогрессирования миопии со временем, отведённым на приготовление домашнего задания без использования гаджетов: чтение книг, решение задач, рисование.

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

  • Персональный компьютер
  • Программа для статистической обработки данных

Описание работы

В ходе исследования из 70 обучающихся ГБОУ Школа № 1788 с подтверждённым в медицинских учреждениях диагнозом миопия (близорукость) были сформированы 3 группы: обучающиеся 5−7 классов – 30 человек, 8−9 классов – 20 человек и 10−11 классов – 20 человек. Проводился анамнестический опрос в виде анкетирования, результаты которого анализировались с использованием программ для статистической обработки данных.
Вопросы анкеты:

1. В каком возрасте впервые появились или были выявлены при медицинском осмотре проблемы со зрением?

2. Насколько быстро прогрессировала миопия с возрастом (по годам)?

3. С какого возраста респондент стал увлекаться гаджетами?

4. Как долго по времени в течение суток респондент пользовался гаджетами до развития близорукости?

5. Сколько времени в течение суток респондент проводит с гаджетами с начала развития близорукости?

6. С какими гаджетами чаще работает респондент (компьютер, телефон, ноутбук, планшет)?

7. Сколько времени респондент отводит на приготовление домашнего задания без использования гаджетов (чтение книг, рисование, решение задач и т. д.)?

Результаты

В проведённом исследовании автор выяснил, что 60% (45 человек) опрошенных учащихся ГБОУ Школа № 1788 имели проблемы со зрением уже в возрасте от 11 до 13 лет.

Анализ анамнестических данных в трёх исследуемых группах школьников показал:

  • в первой группе (5−7 классы) у 93% школьников (28 человек) миопия не превышает I−II степени, лишь в 7% случаев (2 человека) – миопия III степени;
  • во второй группе (8−9 классы) 80% обучающихся (16 человек) страдают близорукостью I−II степени и у 20% (4 человека) имеется миопия III степени;
  • в третьей группе (10−11 классы) близорукость III степени – у 35% школьников (7 человек), у 45% школьников (9 человек) миопия II степени, у 20% школьников (4 человека) – миопия I степени.

Возраст школьников, в котором появились первые признаки снижения зрения
и количество случаев

Степень миопии у школьников старшей возрастной группы заметно выше в сравнении со школьниками 5−7 классов, у которых преобладала миопия I степени (60%), в то время как у школьников 10−11 классов миопия III степени доходила до 35%.

Степень миопии в разных возрастных группах школьников

Автор выявил определённую связь развития миопии у школьников и использование ими гаджетов: 74% детей из опрошенных с диагнозом миопия (52 человека) начали пользоваться гаджетами уже с семилетнего возраста.

Взаимосвязь степени миопии у школьников от времени использования ими гаджетов

В проведённом исследовании автор показал, что дети старшего возраста (8−9 и 10−11 классы) около 70−80% свободного от учебного процесса времени используют гаджеты (7±1,8 и 6±1,3 часа в сутки соответственно), в то время как школьники 5−7 классов тратят на использование гаджетов по 3±1,2 часа в сутки, что составляет около 35% свободного времени.

Изучив вопрос, какими гаджетами чаще пользуются школьники разных возрастных групп ГБОУ Школа № 1788, автор пришёл к заключению, что работой на планшете и ноутбуке больше заняты дети старшей школы (10−11 классы), в то время как с компьютером больше работают школьники 5−7 классов.

Анализ использования видов гаджетов школьниками ГБОУ Школа № 1788 разновозрастных групп в течение суток

Выводы

1. В 60% случаев у школьников ГБОУ Школа № 1788 начальные сроки формирования миопии указывают на возраст 11−13 лет.

2. Наибольшее значение часовой нагрузки использования гаджетов в течение суток наблюдается у обучающихся старшей школы (10–11 классы).

3. Прогрессирование близорукости (миопия III степени) преобладает у старшеклассников в сравнении со школьниками 5−9 классов.

4. Прослеживается определённая взаимосвязь прогрессирования миопии у школьников c часовой нагрузкой работы с использованием гаджетов в течение суток.

5. Установлена взаимосвязь прогрессирования миопии у обучающихся, которые часто работают с текстовыми материалами.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования могут быть использованы в качестве рекомендаций школьникам, их родителям и учителям с целью предотвращения развития и прогрессирования миопии у детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Мнение автора

«Проведённый мною анализ результатов исследования позволяет высказать мнение о том, что развитию и прогрессированию миопии способствует много факторов. Однако влияние гаджетов на органы зрения у школьников неоспоримо велико.

Я благодарна организаторам конференции «Старт в медицину» за то, что позволили мне раскрыть в себе интерес к исследовательской работе и представить результаты моего исследования широкой публике»