Проекты*
×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 744

Изучение особенностей вегетативного обеспечения деятельности организма учеников 9-х классов посредством проведения ортоклиностатической пробы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1363
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Вегетативные расстройства являются одной из значимых проблем современной медицины, что обусловлено, прежде всего, огромной распространённостью этих заболеваний. По данным литературы, вегетативные нарушения встречаются у 25–80 % подростков. При исследовании вегетативной нервной системы важно определить её функциональное состояние. Изучение вегетативного обеспечения организма даёт представление об адаптивных возможностях организма при проведении стандартных нагрузочных проб. Поиск и понимание факторов, влияющих на возникновение вегетативных расстройств, имеют важное значение. Понимание этого позволит предотвратить развитие подобных состояний организма у человека.

Цель

Исследовать типы вегетативного обеспечения деятельности организма учеников 9-х  классов ГБОУ Школа № 1363 с использованием ортоклиностатической пробы и проанализировать факторы, вызывающие вегетативные нарушения.

Задачи

1. Провести анализ данных научной литературы по теме исследования.

2. Определить и проанализировать параметры ортоклиностатической пробы у обучающихся.

3. Провести анкетирование для выявления факторов, влияющих на вегетативное обеспечение деятельности.

4. Выявить зависимость между вариантами вегетативного обеспечения деятельности организма и факторами, вызывающими нарушение вегетативной нервной системы.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Тонометр механический

• Фонендоскоп

Описание работы

В исследовании приняли участие 30 обучающихся 9-х классов школы – 15 девочек и 15 мальчиков. У всех участников определяли физиологические параметры в активной ортоклиностатической пробе.

При ортоклиностатической пробе у испытуемого в вертикальном положении измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, частоту дыхания, а затем переводят в горизонтальное положение с повторным исследованием физиологических параметров.

На первом этапе исследования оценивалась реакция обучающихся на проведение ортоклиностатической пробы: удовлетворительная – при отсутствии жалоб и нормальном самочувствии при проведении пробы, неудовлетворительная – при появлении головокружения, слабости или потемнения в глазах.

На следующем этапе проведено анкетирование учеников, участвовавших в исследовании, с последующим анализом полученных результатов и выявлением закономерностей.

Результаты

1. Неудовлетворительная реакция на проведение ортоклиностатической пробы была отмечена у 33 % обучающихся.

2. Нормальный вариант ортоклиностатической пробы зарегистрирован у 37 % обучающихся. При этом наблюдаются: кратковременный подъём систолического артериального давления (САД) до 20 мм рт. ст., в меньшей степени – диастолического артериального давления (ДАД) и увеличение частоты сердечных сокращений (ЧСС) до 30 ударов в минуту от исходного значения.

"

3. 63 % учащихся имели патологические типы вегетативного обеспечения.

У 40 % учащихся выявлен асимпатикотонический вариант ортоклиностатической пробы (недостаточное вегетативное обеспечение). При таком варианте САД и ДАД не изменяются или падают, а ЧСС в норме или увеличивается (гипоадаптация).

"

У 20 % обучающихся выявлен гиперсимпатикотонический вариант пробы (избыточное вегетативное обеспечение). При таком варианте отмечается избыточный подъём ДАД при неизменённом или уменьшающемся САД, но отмечается увеличение ЧСС.

"

У 3 % обучающихся выявлен астеносимпатический вариант (смешанное вегетативное обеспечение). В данном случае наблюдалось преходящее падение САД и ДАД, но увеличение ЧСС в сравнении с исходным уровнем. В последующем САД и ДАД восстановились до первоначальных значений.

"

На основании полученных данных были составлены рекомендации для обучающихся по соблюдению режима дня, дозированным физическим, учебным и зрительным нагрузкам с учётом особенностей вегетативной нервной системы.

Выводы

1. В ходе проведения ортоклиностатической пробы выявлены различные типы вегетативного обеспечения деятельности, причём 63 % учащихся имели патологические типы: 20 % избыточного вегетативного обеспечения, 40 % недостаточного вегетативного обеспечения, 3 % – смешанный вариант.

2. Неудовлетворительная реакция на проведение ортоклиностатической пробы свидетельствует о недостаточном вегетативном обеспечении перехода из одного положения тела в другое.

3. Анализ анкетирования показал, что к факторам, влияющим на нарушение вегетативного обеспечения, относят: избыточные физические нагрузки, недостаточный сон, длительные зрительные нагрузки. Повышенный уровень физической нагрузки и повышенный уровень зрительной нагрузки соотносятся с асимпатикотоническим вариантом ортоклиностатической пробы. Повышенный уровень зрительной нагрузки соотносится с гиперсимпатикотоническим вариантом ортоклиностатической пробы.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы могут быть использованы на уроках биологии и для популяризации здорового образа жизни среди учащихся.

Мнение автора

«Конференция «Старт в медицину» даёт школьникам возможность окунуться в научную среду, представить свою работу широкому кругу зрителей и познакомиться с работами других участников»