Проекты*

Влияние акустических гаджетов на слух подростка: гигиена использования акустических гаджетов

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Гигиена, Медицина
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1573
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В современном мире тенденции ведения здорового образа жизни, сохранения здоровья и здоровьесберегающие технологии становятся все более популярными. Однако научно-технический прогресс и внедрение электронных устройств в нашу повседневную жизнь создают новые виды нагрузок на органы и системы человека. Например, в нашу жизнь вошли акустические гаджеты – наушники и акустические системы. Мы активно используем их в работе, обучении, для развлечения и отдыха. Техническое развитие идёт по пути улучшения качества звука, его громкости и изоляции органа слуха от внешних шумов. Гигиена использования современных акустических систем, разработка методик безопасного их применения в повседневной жизни – перспективное направление изучения образа жизни современного человека.

Цель

Разработать инструкцию по безопасному использованию современных акустических гаджетов подростками.

Задачи
1. Изучение литературных данных по вопросам влияния шума и акустических гаджетов на организм человека.

2. Исследование влияния использования акустических гаджетов на организм подростков: статистика использования акустических гаджетов; определение уровня интенсивности звука в популярных акустических гаджетах; исследование остроты слуха у подростков, часто использующих акустические гаджеты.

3. Анализ полученных результатов.

4. Разработка методических материалов для санитарной просветительской работы: «Памятка по безопасному использованию акустических гаджетов», «Методические материалы к уроку по акустической безопасности для начальной школы».

Оснащение и оборудование, использованное при создании работы

• Шумомер

• Рулетка

Описание работы

В ходе исследования автором была изучена статистика использования акустических гаджетов старшеклассниками, условия их повседневного использования. Автор оценил остроту слуха подростков, регулярно применяющих акустический гаджеты в различных режимах.

Был проведён опрос среди обучающихся 10-х классов, касающийся частоты и характера использования акустических гаджетов. В опросе приняли участие 47 человек, гендерный состав примерно одинаковый.

Дальнейшее исследование проводилось по изучению влияния наушников, так как ежедневное использование внешних акустических систем не очень популярно у подростков и не способно сильно повлиять на здоровье.

Используя приложения в смартфоне (шумомер, звуковой тест, звуковой метр), автор измерил уровень громкости, при котором подростки использовали акустические гаджеты наиболее часто.

Измерение проводилось в 3 режимах:

• привычный уровень громкости гаджета при обычном использовании в помещении;

• уровень громкости, на котором прослушивается музыка в транспорте (автобус, метро и т.  д.);

• максимально возможный уровень громкости.

Проводилось не менее 5 измерений с применением нескольких приложений одновременно, затем проводился анализ средних значений.

Далее был проведён анализ частоты использования гаджетов в группе: при использовании гаджетов на повышенной громкости не более 4 часов в день у органа слуха есть возможность восстанавливаться после повреждений. Степень опасности для слуха будет сильно зависеть от времени использования гаджета на повышенной громкости.

При оценке уровня громкости звука в транспорте было установлено, что для этих целей использовались только вставные и внутриканальные наушники. Внутриканальные наушники изолируют слуховой проход от внешней среды, пропускают к барабанной перепонке меньше внешнего транспортного шума и позволяют для сохранения восприятия звука поднять громкость на 10−15 дБ. Вставные наушники, совсем

не обладающие такой изоляцией, требуют повышения громкости на 20−25 дБ. При личной беседе несколько человек признали, что иногда слушают музыку на максимальной громкости, но не слишком долго, так как отмечают появления дискомфорта в ушах.

В исследовании остроты слуха у подростков, часто использующих акустические гаджеты, приняли участие 10 человек. Острота слуха определялась при помощи одного из методов субъективной аудиометрии, применяемых ЛОР-врачами для скрининга нарушений слуха. Это метод оценки восприятия шёпотной и разговорной речи − определение расстояния, с которого обследуемый слышит речь. Обследуемого просили повторять двузначные числительные (например, двадцать пять, тридцать восемь), которые произносит обследующий, постепенно удаляясь от пациента и фиксируя расстояние, на котором испытуемый не слышал речь. Использовалась модификация метода, при котором обследуемый удалён от исследователя на расстояние 2–3 метра, а исследователь произносит словосочетания с уровнем громкости 25 Дб. Испытуемый должен без ошибок повторить предложенные словосочетания. Испытуемому закрывали глаза, т. к. он должен быть лишён возможности читать по губам исследователя, но звук должен распространяться беспрепятственно. В качестве дополнительного оборудования использовали шумомер (приложение в смартфоне) и рулетку.

Результаты

1. 98 % опрошенных (45 человек) используют наушники ежедневно, 2 % – редко.

2. Внешние акустические системы используют ежедневно только 2 % опрошенных, 66 % – часто, 32 % – редко.

3. Половина подростков использует внутриканальные наушники, как обеспечивающие лучшее качество звука. Именно этот тип наушников требует более внимательного отношения к громкости звука при использовании, т. к. звук не рассеивается по пути к барабанной перепонке. Лишь 20% опрошенных отдают предпочтение накладным наушникам, а 30 % – вставным.

4. Половина опрошенных использует наушники не более 4 часов в день, как рекомендуют производители. 10 % подростков регулярно используют их 4–5 часов в день, 40 % – более 5 часов в день. Не более 15 % опрошенных обычно используют наушники на рекомендованной производителем безопасной громкости до 55 дБ. При этом более трети опрошенных (32 %) – на уровне более 80 дБ, что агрессивно воздействует на орган слуха. Однако более половины опрошенных (53 %, 25 человек) обычно используют гаджеты на повышенной громкости. Реально подвергают свой слух опасности в этой группе 4 человека – 8,5 % от общего числа опрошенных.

5. При оценке максимального уровня громкости оказалось, что принципиальных различий у наиболее популярных моделей нет – все они могут усиливать звук до 120 дБ.

6. Только один респондент (№ 6) отметил ощущение ухудшения слуха в течение нескольких последних месяцев. Он использует внутриканальные наушники более 5 часов в день на громкости 64 дБ. В поездках на общественном транспорте регулярно использует наушники на громкости 76 дБ.

Результаты исследования остроты слуха у подростков

 

7. В ходе личных бесед в процессе исследования было установлено, что все подростки, пользующиеся наушниками, используют их и на улице во время передвижения, прогулок, ожидания транспорта на остановке, т. е. в ситуациях, потенциально требующих взаимодействия с другими людьми. Несколько человек вспомнили моменты, при которых возникали недоразумения, предконфликтные ситуации, сложности взаимоотношений в транспорте.

8. Автором разработана информационная памятка по акустической гигиене, безопасному использованию подростками современных популярных акустических гаджетов.

 

Выводы

1. Абсолютное большинство опрошенных (98 %) использует акустические гаджеты не только в качестве развлечения, но и в обучающих целях.

2. Полученные в ходе исследования результаты подтверждают взаимосвязь частоты использования акустических гаджетов с высокой громкостью и снижением слуха у подростков.

3. Использование наушников в транспорте требует повышения уровня громкости значительно выше рекомендованных и безопасных для органа слуха значений.

4. Современные подростки не владеют навыками безопасного использования акустических гаджетов. Это приводит к нарушениям слуха и требует проведения санитарно-просветительской работы среди подростков, ознакомления их с нормами и правилами акустической гигиены, правильному применению популярных акустических гаджетов как с целью развлечения, так и в обучающих целях.

Перспективы использования результатов работы

«Памятка по безопасному использованию наушников и акустических систем» высоко оценена подростками в качестве источника полезной информации, мотивирующей изменить привычный и опасный для здоровья режим использования акустических гаджетов. Памятка поможет сохранить подросткам здоровый слух.

Мнение автора

«Я считаю, что моя работа покажет окружающим, насколько вредно чрезмерное использование наушников. Разработанная памятка поможет безопасно использовать акустические гаджеты.

Проект «Медицинский класс в московской школе» позволяет ученикам углублённо изучать профильные предметы и даёт возможность узнать будущую профессию. Конференция «Старт в медицину» − это уникальная возможность для учащихся медицинских классов показать себе и окружающим, насколько стремительно и качественно происходит развитие навыков и способностей учащихся»