Проекты*

Влияние различных факторов на силу мышц кисти руки

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология, Анатомия
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2065
Предметы: Биология, Информатика
Классы: 8 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Общеизвестно, что здоровье человека зависит от многих факторов. Физические упражнения положительно влияют на общее состояние организма и, в том числе, на опорно-двигательную систему.

Динамометрия – это важный элемент антропометрии, который нашёл своё применение в физиологии, спортивной медицине и гигиене спорта.

Показатели силы мышц кисти рук говорят о степени физического развития человека. Даже небольшая физическая нагрузка ведёт к увеличению этой силы.

Цель

Исследовать зависимость силы мышц кисти руки от различных факторов.

Задачи

1. Измерить силу мышц кистей рук у подростков при помощи ручного динамометра.

2. Оценить соматическое здоровье на основании полученных данных.

3. Провести анализ полученных данных.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Динамометр

• Цифровая лаборатория Releon Lite

• Эспандер

• Компьютер

Описание работы

В исследовании приняли участие обучающиеся двух возрастных категорий: 11–12 лет и 13–14 лет обоих полов. У всех участников проводили измерение силовых показателей мышц-сгибателей запястья и пальцев методом динамометрии.

Динамометрия – метод измерения силы сокращения различных групп мышц. Так как сила сокращения отдельных мышечных групп до известных пределов может считаться пропорциональной степени развития всей мышечной системы в целом, то показания динамометра характеризуют степень физического развития. Единицей изменения силы является ньютон (Н).

Для измерения мышечной силы кисти руки использовался кистевой динамометр, или датчик силы цифровой лаборатории по физиологии. Во время снятия показаний участник был максимально расслаблен, находился в положении сидя, ноги были согнуты в коленях, локти лежали на столе, спина прямая. Показания снимались в три замера с небольшими интервалами. Прямая рука с динамометром отводилась в сторону, и ученик сжимал кисть изо всех сил. Тест проводился каждой рукой поочерёдно.

На первом этапе измеряли силу мышц кисти руки у подростков 13–14 лет. В исследовании приняли участие 10 девочек и 10 мальчиков. После получения средних показателей правой и левой рук результаты сравнивались по гендерному признаку, был рассчитан коэффициент асимметрии. Коэффициент асимметрии (КА) рассчитали по формуле: КА = (ПР – Л) / (ПР + Л) х 100 %, где ПР – показатель правой руки, Л – показатель левой руки.

На следующем этапе провели алогичное измерение у второй группы школьников 11–12 лет. В исследовании приняли участие 5 девочек и 5 мальчиков. После получения средних показателей правой и левой рук результаты сравнивались по гендерному признаку, был рассчитан коэффициент асимметрии.

Далее сравнивались результаты обеих групп.

Среди участников первой группы были выбраны 2 мальчика и 2 девочки, которые на протяжении двух недель делали упражнения с эспандером. При этом каждый тренировал только одну руку. По окончании тренировок были произведены повторные замеры. Полученные результаты сравнивались с показателями участников до начала выполнения упражнений с эспандером и после.

Результаты

1. Сравнительный анализ полученных данных показал, что сила мышц кистей рук учащихся 13–14 лет (24–90 Н) выше, чем у учащихся 11–12 лет (14–52 Н).

2. Средний показатель силы мышц кистей рук у мальчиков в возрасте 13–14 лет значительно выше, чем у девочек данной возрастной категории.

3. Средний показатель силы мышц кистей рук у мальчиков в возрасте 11–12 лет ниже, чем у девочек.

4. У мальчиков 13–14 лет средний показатель правой руки выше, чем у мальчиков 12–13 лет на 51,3 Н, а левой руки – на 49,5 Н.

5. У девочек 13–14 лет средний показатель правой руки выше, чем у девочек 12–13 лет на 17,5 Н, а левой руки – на 23,5 Н.

6. У мальчиков, которые выполняли упражнения с эспандером, показатель силы увеличился на 13,7 % у одного, а у другого – на 15 %. У девочек показатель увеличился на 22,9 % и на 32 % соответственно.

Мальчики 13–14 лет

Показатели до упражнений, Н

Показатели после 1 й недели упражнений, Н

Показатели после 2-й недели упражнений, Н

М. тренирует только левую руку

88

94

102

Р. тренирует только правую руку

90

100

106

Девочки 13–14 лет

 

 

 

Д. тренирует только правую руку

79

96

104

С. тренирует только левую руку

55

68

81

Выводы

1. В ходе физических нагрузок сила мышц возрастает.

2. Степень развития мышечной системы зависит от пола и возраста.

3. Асимметрия силы рук индивидуальна для каждого человека и составляет разницу до 14,9 %.

4. Регулярные физические нагрузки в течение определённого времени улучшают показатели мышечной силы.

Перспективы использования результатов работы

Методика, используемая в работе, может служить одним из показателей состояния соматического здоровья школьников.

Мнение автора

«Конференция «Старт в медицину» – это действительно познавательный и интересный конкурс, в котором может поучаствовать любой желающий. Участие в подобных мероприятиях – это бесценный опыт для каждого»