Проекты*

Особенности вегетативной реактивности студентов при проведении тепловой пробы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2070
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

Определение функциональных характеристик вегетативной нервной системы (ВНС), таких как вегетативный тонус и вегетативная реактивность, позволяет проводить оценку функционального состояния организма, стрессового перенапряжения адаптационных механизмов, связанных с учебной деятельностью, и, как следствие, дисрегуляторных вегетативных нарушений.

Цель

Изучить функциональное состояние вегетативной нервной системы студентов в период повседневной учебной деятельности и в период сессии.

Задачи

1. Оценить уровень физического развития (ФР) юношей и девушек.

2. Исследовать динамику кардиогемодинамических показателей в покое у студентов в период повседневной учебной деятельности и в период сессии.

3. Определить вегетативный тонус по вегетативному индексу Кердо (ВИК), вегетативную реактивность по тепловой пробе у студентов в период повседневной учебной деятельности и в период сессии.

4. Исследовать изменения вегетативной регуляции сердечно-сосудистой системы студентов в процессе учебной деятельности.

5. Оценить степень напряжения адаптационно-регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы в период повседневной учебной деятельности и в период сессии.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Весы

• Ростомер

• Секундомер

• Тонометр

• Пульсоксиметр

• Термоэлемент

Описание работы

Работа проводилась на базе Московского педагогического государственного университета на кафедре анатомии и физиологии человека и животных. В исследовании принимали участие 19 студентов 3 курса в возрасте 18–20 лет (10 юношей и 9 девушек).

В соответствии с задачами исследования был использован комплексный подход, включающий оценку соматометрических и физиометрических показателей физического развития, а также функциональных и адаптивных возможностей студентов в разные периоды учебной деятельности: 1 этап – период повседневной учебной деятельности, 2 этап – период экзаменационной сессии.

В работе использовались следующие методы:   

• соматометрия – измерение длины тела (ДТ) и массы тела (МТ); индекс Рорера (ИнР);

• физиометрия – измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (САД) и диастолического артериального давления (ДАД);

• оценка реактивности вегетативной нервной системы путём проведения тепловой пробы;

• пульсоксиметрия – неинвазивное измерение уровня сатурации кислородом капиллярной крови и регистрация ЧСС;

• оценка вегетативной нервной системы (вегетативный индекс Кердо);

• статистическая обработка данных.

Для исследования вегетативной реактивности использовали тепловую пробу как модель физического стресса. Кожу в области исследования нагревали до +45 °C в течение нескольких минут. Обычно температура нагрева увеличивается ступенчато от 42 °C до 45 °C. Время достижения такой величины составляет от 60 до 90 секунд. Оценка результатов проводилась по реакции микроциркуляторного русла (увеличение местного кровотока) во время нагрева и изменения показателей АД. Слабая реактивность парасимпатического типа – при снижении артериального давления (АД). Высокая реактивность – при повышении показателей АД. Антагонистическая реакция – при противоположном характере изменения САД и ДАД. Нагревание исследуемого участка кисти руки производилось с помощью термоэлемента ЛАКК-01.

Результаты

1. Уровень физического развития у 70% студентов соответствует среднему и выше среднего, гармоничному (индекс Рорера у девушек – 10,85кг/м3; у юношей – 11,84 кг/м3). У 30% студентов – негармоничное физическое развитие с недостаточным мышечным компонентом или избытком жирового компонента массы тела.

2. В период сессии по сравнению с периодом повседневной учебной деятельности ЧСС возрастает на 20±2%. У 30% студентов отмечается тахикардия (ЧСС составляет 90 и выше ударов в минуту).

3. В период семестра по индексу Кердо у 60% юношей преобладает тонус парасимпатического отдела (ваготония), что подтверждается более низкими значениями ЧСС и АД в покое. У 67% девушек – нормотония.

4. В период сессии у студентов возрастает активность симпатического отдела: у 30% юношей и девушек преобладает тонус симпатического отдела (симпатония). При этом у юношей снижается активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы на 50%.

5. Значения показателя SDNN (вариабельность сердечного ритма) пульсограммы =57,9 ± 1,8 мс и ниже по критериям оценки соответствуют состоянию стрессового напряжения у 84% студентов в период сессии.

6. По показателю вегетативной реактивности у 30% студентов выражена антагонистическая ВР в период сессии, что может свидетельствовать о развитии дисрегуляторных реакций вегетативной нервной системы в условиях хронического стресса.

7. Автор выпустил памятку «Как побороть стресс в экзаменационный период».

Выводы

1. Регуляторно-адаптационные реакции сердечно-сосудистой системы протекают при активном участии ВНС, поэтому исследование и оценка функциональных показателей, таких как вегетативный тонус и вегетативная реактивность, могут быть использованы для мониторинга функционального состояния сердечно-сосудистой системы в условиях экзаменационного стресса и напряжённой учебной деятельности у студентов.

2. В ходе устного анкетирования была получена субъективная оценка психоэмоционального напряжения у студентов. Все студенты были удовлетворены результатами и не испытывали чувства страха перед экзаменом. Развитие дисрегуляторных реакций вегетативной нервной системы, вероятно, является следствием напряжения адаптационно-регуляторных механизмов на фоне стрессовой ситуации в период экзаменационной сессии в связи с повышением психологических нагрузок, а также особенностями типа высшей нервной деятельности у студентов. Кроме того, это свидетельствует о скрытом напряжении в системе вегетативного обеспечения, невозможности адекватного ответа и вероятном срыве адаптационно-компенсаторных систем у этих лиц в условиях хронического стресса.

Перспективы использования результатов работы

Разработанная памятка «Как побороть стресс в экзаменационный период» может быть использована при подготовке к экзаменам.

Сотрудничество с учреждением при создании работы

МПГУ, Институт биологии и химии