Проекты

Особенности развития навыков письма у учеников первого класса с разным уровнем психомоторного развития

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Анатомия и физиология человека
Авторы работы: ГБОУ Школа № 544
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Выявить индивидуальные особенности развития навыков письма у учеников первого класса с разным уровнем психомоторного развития.

Описание

Развитие нервно-психических функций у ребенка – длительный процесс; одни функции формируются раньше, другие – позже. Среди обучающихся начальной школы уже можно встретить тех, кому трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают – их работоспособность снижена, им трудно долго находиться за партой. Если в первой половине урока они еще пытаются следить за объяснениями учителя, во второй – нередко переключаются на другие занятия: это может быть беседа с соседом, наблюдения за происходящим на улице и т.д. Письменные задания таких детей оказываются незавершенными, а ошибки к концу выполнения задания становятся более частыми и грубыми. Таких детей мобилизует смена видов деятельности. Слабая произвольная организация и невысокая мотивация приводят к проблемам в учебе и нарушениям поведения. Замечания в школе и дома снижают учебную мотивацию и ведут к еще большему отставанию в учебе и к закреплению нарушений поведения.

Задержка развития функции обработки и анализа слуховой и кинестетической информации приводит к проблемам чтения и письма, в крайнем случае возможно возникновение фонематической или акустико-артикуляционной дислексии и дисграфии. Такие дети путают при чтении и письме близкие по звучанию и произношению звуки, навыки чтения и письма не автоматизируются. Трудности чтения ребенок пытается компенсировать «угадывающим» чтением. В письме, кроме замены близких звуков, встречаются еще и замены близких графем.

Гипотеза

Уровень здоровья детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяет их подготовку к школе и последующее обучение. Нарушения здоровья, возникшие в том числе в перинатальный период, могут существенно сказаться на уровне нервно-психического развития ребенка и привести к трудностям в обучении.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать степень сформированности ряда психофизиологических функций (особенности психомоторного развития) у детей с разным уровнем здоровья и школьной успеваемости.

2. Определить уровень сформированности навыков письма и чтения у учеников первого класса

3. Определить влияние различных психомоторных упражнений на выполнение детьми 7–8 лет графической пробы.

В процессе исследования не только определен уровень развития нервно-психических функций у детей, но и проведено сопоставление показателей уровня развития психомоторики с освоением графических навыков и с состоянием здоровья и физического развития ребенка. При этом учитывались возможные проблемы в развитии ЦНС и других систем организма ребенка.

Исследования проводились на базе ГБОУ Школа № 544 ЮАО г. Москвы. Обследовали учеников первого класса 7–8 лет (19 детей: 9 мальчиков, 10 девочек). Перед началом исследования по медицинским картам оценивали уровень их здоровья.

В исследовании применяли следующие психофизиологические методы.

Графическая проба. Позволяет оценить возможность усвоения двигательной программы, ее автоматизации, возможность переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений. Дает информацию о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных представлений. Выявляются нейродинамические характеристики движения – темп деятельности, утомляемость. Процедура проведения пробы. Проба заключается в рисовании узора, составленного из двух сменяющихся звеньев. Испытуемый рисует узор правой рукой. Продолжительность рисования – 1 минута.

Рис. 1. Образец графической пробы.

Проба на динамический праксис. Направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы и сформированности кинетических механизмов серийной (сукцессивной) организации движений – возможности автоматизации двигательного навыка, переключения с одного движения на другое и с одной двигательной программы на другую.

Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола (рис. 2.).

Рис. 2. Проба на динамический праксис.

Проба на реципрокную координацию движений. Направлена на оценку сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия. Исследуется динамическая организация двигательного акта. Ребенку предлагают положить перед собой руки, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем он должен одновременно менять положение обеих кистей, поочередно сжимая и разжимая их (рис. 3.). Вначале взрослый показывает, как следует производить движения руками, затем ребенок выполняет задание самостоятельно.

Рис. 3. Проба на реципрокную координацию движений.

Тест «Письмо» проводился учителем на уроках русского языка по результатам анализа ошибок в тетрадях первоклассников.

Тест «Машинка». Направлен на исследование развития мелкой моторики и графических умений. По речевой инструкции ребенку предлагается обвести по контуру путь автомобиля, стараясь не отрывать руку (рис. 4.).

Рис. 4. Образец бланка к тесту «Машинка». .

Результаты

Психофизиологическое развитие оценивали по показателям психомоторного развития с помощью стандартных проб: графические пробы, проба на динамический праксис, реципрокную организацию движений, координаторные пробы. Полученные данные сопоставляли с результатами освоения детьми программы по русскому языку (письмо).

Совместно с учителем исследовали уровень развития у учеников 1 класса навыков письма. Исследования проводили в первом (октябрь) и втором (май) полугодиях. Отмечалось ухудшение результатов во втором полугодии относительно результатов первого полугодия у 14 детей из 19. Лишь у трех учеников остался стабильно отличный результат, у двух результаты улучшились. Подобная тенденция может быть следствием того, что освоение гимназической программы проходит у детей за счет здоровья и к концу учебного года наступает истощение.

Полученные данные показали, что различия, наблюдаемые нами среди учеников начальной школы, начинают особенно явно проявляться после поступления ребенка в 1 класс. Учебные нагрузки, смена психологической и социальной обстановки приводят к усугублению имеющихся проблем со здоровьем, они начинают оказывать влияние на процесс обучения. Еще одной причиной возникающих трудностей в обучении является слабая подготовка некоторых детей к школе – у них недостаточно развиты психомоторные навыки, программирование действий и движений, способность действовать по инструкции. Все это также является причиной нарушения физического и психического здоровья. Дальнейший мониторинг развития таких детей и своевременные меры по коррекции учебной нагрузки и режима дня помогут преодолеть трудности в обучении без риска для развивающегося организма.

Выводы

1. У детей с неврологическими нарушениями в перинатальный период при поступлении в школу проявляются нарушения нервно-психического развития, что может свидетельствовать о замедленном созревании в первую очередь лобных, а также других отделов коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

2. Наибольшие трудности дети с перинатальными неврологическими нарушениями испытывали при выполнении тестов на межполушарное взаимодействие и воспроизведение ритмов по речевой инструкции, что может свидетельствовать о нарушении созревания у них внутрикорковых связей.

3.  Упражнения, используемые для развития и коррекции навыка письма у первоклассников, могут оказывать негативное влияние на детей со слабо развитой психомоторикой. При подборе таких упражнений необходимо учитывать данные мониторинга развития ребенка.

4. Полученные данные указывают на необходимость проведения всесторонней диагностики нервно-психического развития детей, начиная с дошкольного возраста, и составления для них индивидуальных программ подготовки к школе с учетом их физического и психического здоровья.

Перспективы использования результатов работы

Результаты работы можно использовать для создания и подбора упражнений для развития и коррекции навыка письма с учетом уровня психомоторного развития.

Особое мнение

«Выбранная тема работы очень понравилась, есть идеи, как можно дополнить исследование. Хочу продолжить заниматься в данной области.

Проект “Медицинский класс в московской школе” дает возможность познакомиться с профессией врача, еще являясь учеником школы, и более осознано сделать выбор будущей профессии. Благодаря большому количеству уроков биологии и химии подготовка к экзаменам идет намного легче. Возможность получить дополнительные баллы за успешную сдачу предпрофессионального экзамена очень сильно мотивирует к успешному обучению и дает шанс набрать большее количество баллов и быть более конкурентоспособными среди поступающих в медицинские вузы.

Конференция “Старт в медицину” оставила только положительные впечатления. Очень доброжелательные эксперты с интересом спрашивали по работе, давали рекомендации для будущего развития. Также была возможность посмотреть другие работы и познакомиться с интересными и умными людьми. Программа очного этапа была очень насыщенной, мастер-классы и экскурсии запомнятся надолго.»