Проекты

Мир микроорганизмов на наших гаджетах

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Микробиология и эпидемиология»

Направление работы: Микробиология, Эпидемиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1925
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Выявить степень загрязнения электронных устройств школьника в конце учебного дня.

Описание

Всех нас с детства учат, что нужно чаще мыть руки, особенно когда приходим домой с улицы. Мы посещаем магазины и расплачиваемся деньгами, которые успели побывать у тысяч людей в руках, ходим на шопинг или же просто используем вещи общего пользования как, например, поручень в автобусе. Когда в магазине вы забываете, что вас попросили купить, что вы делаете первым делом? А в примерочных, когда хотите сделать новую фотографию в красивом наряде у зеркала? Правильно, достаёте телефон.

В наши дни уже нельзя представить ни одного человека без смартфона.

Задумайтесь, сколько раз в день вы пользуетесь своим гаджетом?

За все время пользования на нём остаются миллиарды микроорганизмов. Большинство людей считают, что от длительного использования телефона можно испортить зрение, но никто не задумывается о бактериях, которые скапливаются на гаджетах, а их действительно великое множество. Самый распространённый род бактерий, который проживает на телефоне у каждого человека, – стафилококки (лат. Staphylococcus), которые могут вызвать пищевую интоксикацию, скарлатину, сепсис, а в более запущенных случаях − пневмонию или стафилококковый менингит.

Наушники – не менее грязный предмет. Всё большее количество людей предпочитают слушать музыку во время прогулок, поездки на работу, занятий спортом. Они стали такой же необходимостью, как и мобильные телефоны. Никто не видит проблемы в том, чтобы воспользоваться наушниками друга или дать ему свои. Долгое прослушивание музыки

на высокой громкости – нередкое явление, приводящее к социокузису. А что насчёт грязи, которая скапливается в наушниках? Именно во вкладышах различные бактерии находят себе прекрасную среду для поддержания жизни и размножения. Сера накапливается, выступая в качестве среды, притягивающей микроорганизмы, предотвращая их высыхание. Стафилококки, стрептококки и синегнойная палочка могут вызывать средний отит, мастоидит и прочие заболевания ушной полости.
В московских школах используются электронные доски. Каждый день к ним прикасаются не только учителя, но и огромное количество учеников, которые до этого брали в руки телефоны и наушники, о которых шла речь выше.

Интересно, сколько же остаётся микроорганизмов на этих досках?

Гипотеза

Наши электронные устройства без должного за ними ухода являются контагиями.

Задачи

1. Изучение методики проведения посевов на питательные среды.

2. Подготовка питательной среды с использованием агар-агара.

3. Подготовка чашек Петри.

4. Разлив сред в стерильные чашки в асептических условиях.

5. Выбор электронных девайсов для исследования.

6. Наблюдение за культурами, запечатление результатов на фото.

7. Анализ собранных проб.

Микроорганизмы – это невидимые невооружённым глазом организмы, которые могут жить практически везде, где только возможно. Удалить их с помощью обычного мытья рук невозможно, только если гигиеническим или хирургическим способом дезинфекции.

Всё чаще мы слышим о новых вспышках и эпидемиях заболеваний, вызванных болезнетворными микроорганизмами, в странах с разным уровнем развития медицины.

Именно поэтому было проведено исследование в целях выяснения, как сильно загрязнены наши гаджеты, которыми мы пользуемся каждый день, и какой вред они могут принести без должного ухода за ними.

Был использован микробиологический метод исследования, который заключается в культивировании клеток – выращивание клеток в специальной питательной среде с использованием агар-агара. С помощью стерильных медицинских палочек-тампонов с загрязнённых поверхностей были взяты пробы и сделаны посевы: 10 образцов с телефона, 10 – с наушников и 10 – с электронной доски в кабинете биологии.

Спустя 5 дней, провели осмотр чашек Петри. На всех чашках были замечены колонии, круглые по форме, гладкие по краям, выпуклые по профилю, точечные по размеру; цвет варьировал от белого до слегка желтоватого оттенка, при наведении на свет колонии блестели.

Следующая диагностика была проведена через 3 недели. Колонии увеличились в размере.

После эмпирического метода наблюдения использовали световую микроскопию. Микропрепарат был приготовлен методом «раздавленной капли».

Оснащение и оборудование, использованное в работе

Агар-агар порошкообразный

• Стерильная ёмкость для приготовления питательной среды

• Чашки Петри

• Электроплита

• Весы

• Лопатка

• Микроскоп

Результаты

В ходе исследования обнаружено на гаджетах много разных микроорганизмов.

Определить точный род и семейство с помощью окрашивания или химических реакций не было возможности. Предположительно, в чашках Петри выросли бактерии и плесневые грибы.

Не реже 1 раза в неделю необходимо проводить чистку гаджетов, используя для этого только специализированные спиртовые салфетки.

Особое мнение

«Благодаря конференции «Старт в медицину» я окончательно убедилась, что мне нравится медицина. Проект «Медицинский класс в московской школе» дал мне шанс как можно раньше начать учиться в этом направлении и пробовать свои силы вне школы.

Я хочу выразить благодарность Организационному комитету за помощь и сильнейшую мотивацию двигаться дальше в этом направлении! Также хочу пожелать следующим участникам конференции «Старт в медицину» удачи!»