Проекты

Взаимосвязь между уровнем развития памяти и успешностью обучения учащихся 7−10 классов школы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 8−9 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1504
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Человеческая память – уникальное явление. Актуальность изучения памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает с увеличением количества информации, с которой приходится сталкиваться современному человеку.

Цель

Выявить взаимосвязь уровня развития памяти и успешности обучения учащихся 7−10 классов школы.

Задачи

1. Изучить источники информации по проблеме исследования.

2. Выявить уровень развития памяти учащихся 7− 8 и 9−10 классов.

3. Провести сравнительный анализ развития разных видов памяти мальчиков и девочек.

4. Проанализировать взаимосвязь уровня развития памяти и успеваемости учащихся.

Содержание работы

Из многообразия классификаций видов памяти для своего исследования автор выбрал слуховую, зрительную и словесно-логическую память.

Практическая часть исследования проводилась в период с сентября по ноябрь 2017 года. В исследовании приняли участие 37 человек в возрасте от 13 до 16 лет.

Практическая часть включала в себя два этапа.

В ходе первого этапа

1. Выявили уровни развития слуховой, зрительной, словесно-логической памяти и среднего показателя уровня развития памяти учащихся разных возрастных категорий (7−8 и 9−10 классов).

2. Определили ведущий вид памяти каждого участника исследования.

3. Провели сравнительный анализ уровня развития разных видов памяти учащихся 7−8 и 9−10 классов.

4. Провели сравнительный анализ уровня развития разных видов памяти мальчиков и девочек.

В ходе второго этапа

1. Определили зависимость успеваемости учащихся разных классов от уровня развития памяти.

2. Выявили индивидуальные особенности взаимозависимости развития памяти и успеваемости некоторых учащихся.

Выводы

Первый этап показал, что в 7−8 классах примерно одинаковое количество детей высокого, среднего и низкого уровней развития слуховой и зрительной памяти. И меньше всего (10%) учащихся с высоким уровнем словесно-логической памяти. Среди учащихся 9−10 классов почти не выявлено детей с низким уровнем развития всех видов памяти за счёт возросшего высокого и среднего уровней развития памяти, причём выявили, что уровень развития словесно- логической памяти девочек 9–10 классов почти в 2,5 раза выше, чем у мальчиков этих же классов.

Второй этап исследования показал, что у большинства учащихся отмечается соответствие между уровнем развития памяти и успешности обучения, но выявлена группа учащихся, у которых уровень развития памяти выше или ниже успеваемости.

Для развития разных видов памяти автором был составлен сборник «Задания и упражнения для развития памяти» в помощь учащимся, родителям и учителям. Также выявлены причины несоответствия уровня развития памяти и успешности обучения. Таким образом, были решены поставленные цель и задачи