Проекты

Влияние типа восприятия ученика на образовательный процесс

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 9−11 классов

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2006
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Цель

Определение влияния формы подачи учебного материала на образовательный процесс с учётом типа восприятия школьников.

Задачи

1. Проанализировать взаимосвязь типов восприятия школьников и образовательного процесса;

2. Сравнить типы восприятия школьников;

3. Поставить эксперимент в виде уроков на разные типы восприятия;

4. Провести тесты и обработать полученную информацию;

5. Создать рекомендации для преподавателей.

Содержание работы

Работа посвящена теме, наиболее актуальной в наши дни в школе. Так как система образования требует индивидуального подхода к каждому ученику, встаёт вопрос, как же это возможно без учёта типа восприятия каждого школьника? Автор рассматривает все психические процессы, которые так или иначе связаны с формированием личности. По мнению автора, в школе образовательный процесс во многом зависит от подачи материала и усвоения его учеником. Между подачей и усвоением стоит такой процесс, как восприятие, а значит игнорировать его нельзя. Какую роль играет восприятие в образовательном процессе, автор старается  определить в своей работе с помощью тестов и экспериментальных уроков по биологии. Аудиторией для проведения исследования были выбраны 9 классы.

Выводы

1. После проведённого теста на определение количества кинестетиков, аудиалов, визуалов и его анализа автор сделала вывод, что кинестетиков в параллели 9 классов 55%, визуалов − 27%, а аудиалов − 18%. Данное исследование было проведено на 8-х классах в мае 2017 года.

2. Второй тест был также на определение кинестетиков, аудиалов и визуалов. Но на оборотной стороне листа ученикам была предложена работа, рассчитанная на 2 типа восприятия (аудиалов и визуалов). Эта работа подтвердила результаты теста.

3. Следующее исследование было проведено на 9-х классах в ноябре 2017 года. Первый и второй тесты проводились на одних и тех же учениках.

4. Третье исследование включало в себя уроки 3-х типов в 9-х классах на тему «Генетические заболевания». По письменному опросу в конце уроков было выяснено, что на слух информацию восприняли и усвоили 3 ученика из 25 (12%), при этом урок вызвал интерес в течение первых 10 минут, после которых ученики стали активно отвлекаться. Комментарии этих учеников были следующие: «тяжело сосредотачиваться», «теряю нить рассуждений». Визуально информацию восприняли и усвоили 10 учеников из 24 (41,7%). Комментарии этих учеников: «не понятны некоторые задания», «скучный урок». С активной деятельностью на уроке восприятие и усвоение информации достигли максимального уровня 20 человек из 26 (77%). Комментарии учеников: «урок прошёл незаметно, всё было понятно».

Особое мнение

«Данная тема заинтересовала меня, потому что в ходе учебного процесса появляется много информации, которую нужно понять и запомнить. Некоторые дети запоминают материал урока сразу на нём, в ходе объяснения учителя, а кому-то приходится «зубрить» эту информацию дома. Я считаю, что усвоение информации во многом зависит от того, как её воспринимает ученик, и это актуально в наши дни в связи с изменениями стандартов образования»