Проекты*

История развития трансфузиологии

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины»

Направление работы: История разделов медицины
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология, Химия, История
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 12−14 апреля 2018 года

Цель

Популяризация трансфузиологии как направления медицины среди абитуриентов медицинских вузов.

Описание

Ежегодно в России сдают кровь более полутора миллионов доноров, но даже такого количества недостаточно для обеспечения кровью всех нуждающихся в гемотрансфузии, а кровезаменителя, отвечающего всем требованиям, наукой ещё не создано. Этим обусловлена необходимость привлечения внимания к донорскому движению и трансфузиологии в целом. Трансфузиология (от transfusio – переливание, и logos – слово, учение), раздел медицины, изучающий вопросы переливания человеку крови и её препаратов, а также кровезаменяющих и плазмозаменяющих жидкостей.

Несмотря на значительные успехи трансфузиологии на современном этапе развития медицины для дальнейшего совершенствования данного направления по-прежнему актуальными остаются исследования, направленные на изучение данного процесса и допущенных при этом недочётов, что позволит избежать побочных действий метода в будущем. Анализ исследуемых литературных источников не выявил целостных литературных обзоров, что придаёт проводимому исследованию соответствие критериям научной новизны. Объектом исследования явился контент исторической и научной литературы, включая исторические первоисточники. Один из этапов становления трансфузиологии проиллюстрирован историей болезни Ф.И. Шаляпина с анализом оправданности и результативности применения метода. Большое внимание в исследовании было уделено формированию исторически связанных друг с другом этапов становления метода, результатом которого стала обучающая схема.

Задачи:

  1.  Оценить осведомленность старшеклассников о проблемах донорства крови.
  2. Провести опросы среди учащихся профильных и непрофильных классов, студентов об информированности о донорском движении.
  3. Проанализировать современные источники достоверной высококачественной информации.
  4. На основе полученных данных составить обобщающий материал, наглядно демонстрирующий историческое развитие трансфузиологии как направления медицины.

Современные исследователи разделяют развитие трансфузиологии на четыре периода по несколько этапов:

  • I период – до открытия К. Ландштейнером в 1901 г. феномена изогемагглютинации. Этот период разделен на два хронологических этапа:

- первый этап – до публикации У. Гарвеем «Анатомического исследования о движении сердца и крови у животных» в 1628 году;

- второй этап – с 1628 г. до 1901 г. – до открытия первых трёх групп крови человека Карлом Ландштейнером.

  • II период – после открытия и изучения групп крови. Второй период разделен на четыре хронологических этапа:

- первый этап – 1901–1925 гг. – научное обоснование гемотрансфузии и кровезаменителей с учётом законов изогемагглютинации при гемотрансфузии, открытие и введение в эксплуатацию гемоконсервантов для заготовки крови, разработка техники переливания крови и кровезаменителей в условиях мирного и военного времени;

- второй этап – 1925–1939 гг. – научный прогресс в переливании крови, создание донорского движения, консервация крови, её хранение и транспортировка, определение показаний к гемотрансфузиям и их эффективность при различных заболеваниях;

- третий этап – 1939–1945 гг. – развитие Службы крови и активное применение переливания консервированной крови во время Второй мировой войны;

- четвертый этап – с 1945 по 1980 г. – развитие трансфузиологии в условиях научно-технического прогресса второй половины ХХ в., разработка и внедрение пластиковых контейнеров для сбора и хранения консервированной крови, внедрение резус-фактора в трансфузиологическую практику, разработка и применение метода фракционирования крови на компоненты, переход к компонентной гемотерапии, производство новых эффективных кровезаменителей и гемокорректоров, тестирование крови на гемотрансмиссивные инфекции, типирование по антигенам гистосовместимости и др.

  • III период – 1980–2005 гг. – применение и развитие моноклональных антител и рекомбинантных реагентов, компонентная гемотерапия, аутодонорство; разделение трансфузионной медицины на разделы; внедрение ПЦР-диагностики; производство и применение новых препаратов крови из донорской крови; производство новых синтетических кровезаменителей и первых препаратов крови и реагентов методами биотехнологии и генной инженерии; штрих-кодирование в службе крови и трансфузиологии.
  • IV период – с 2005 г. «от компонентной гемотерапии к препаратной трансфузиологии». Четвертый период разделен на два хронологических этапа:

- первый этап – до начала 2010-х гг. – разработка, производство и клиническое применение препаратов из донорской крови (факторы свертывания крови, интерферон (ИФН), специфические иммуноглобулины (Ig) и др.) – гемокомпонентная терапия препаратами из донорской крови;

- второй этап – трансфузионная терапия преимущественно препаратами и компонентами крови, полученными на основе достижений биотехнологии и генной инженерии.

Были проведены опросы среди учащихся профильных и непрофильных классов по следующим вопросам осведомленности о деятельности донорского движения и планах в будущем стать донором крови. Опрос дал следующие результаты:

89% учащихся профильных классов осведомлены о донорском движении, 62% планируют в будущем стать донорами;

81% учащихся непрофильных классов осведомлены о донорском движении, 54% планируют в будущем стать донорами.

Из открытых источников следует, что 100% студентов ПМГМУ им. И.М. Сеченова осведомлены о необходимости донорского движения и около 10% являются донорами. 10% сотрудников Центра крови ПМГМУ им. И.М. Сеченова являются почётными донорами, 40% являются кадровыми донорами.

Также 82% учащихся профильных классов выразили заинтересованность в присутствии исторических примеров при изучении медицинских дисциплин.

Результаты

  1. Проведен анализ исторического прогресса в трансфузиологии. Собранный материал наглядно демонстрирует постоянное безостановочное развитие науки, доказывает перспективность, актуальность и незаменимость данной отрасли в современной мировой медицине. Составлена обучающая схема «Развитие трансфузиологии».
  2. Проведен опрос, выявивший высокий уровень осведомлённости о проблемах трансфузиологии у учащихся профильных и непрофильных классов. Большая часть опрошенных выразила готовность стать в будущем донором крови. Приведённые статистические данные говорят о всеобщей информированности масс о донорстве и трансфузиологии в целом.
  3. Абсолютное большинство учащихся профильных классов поддержали внедрение исторических примеров в изучение медицинских дисциплин.

Перспективы использования результатов работы

Работа может быть представлена в формате открытого урока или лекции по одному из направлений истории медицины.

Особое мнение

«Конференция «Старт в медицину» даёт учащимся медицинских классов отличную возможность получить представление о научных интересах сверстников, позволяет открыть для себя новые темы в изучении естественных наук»