Проекты*

Влияние суточных биоритмов на работоспособность человека

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека» среди индивидуальных работ учащихся 10−11 классов

Направление работы: Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1195
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Цель

Изучить особенности суточных индивидуальных биоритмов школьников и их влияние на работоспособность.

Задачи

1. Изучить особенности хронотипов человека, связанных с суточными биоритмами.

2. Выяснить, какое влияние оказывают хронотипы школьников на их работоспособность.

3. Научиться определять хронотипы человека при помощи психологического тестирования, методики температурного тестирования и методики Хильдебрандта.

4. Проанализировать полученные результаты исследований.

5. Разработать рекомендации по оптимизации работоспособности людей разных хронотипов.

Содержание работы

Гипотеза: хронотип школьника влияет на его работоспособность.

Объект исследования: учащиеся 1−4 и 10 классов.

В ходе работы по выбранной теме проанализирована литература, определена важность изучения и учёта биоритмов человека, так как психическая и физическая активность человека подвержена влиянию лунно-земных связей, и учёт индивидуальных биоритмов поможет оптимизировать работоспособность школьников.

Выводы

Лучшую успеваемость в обучении имеют учащиеся с типом биоритма «голубь», так как это тот тип людей, который может жить по любому распорядку, однако резкая смена режима нежелательна. Также более мобильны люди с типом биоритма «жаворонки». «Жаворонки» − это те люди, которые просыпаются рано и сразу же могут приступить к работе, их пик активности совпадает с учебной нагрузкой. «Сов» среди анкетируемых учащихся меньше всего. Это та категория людей, которым, напротив, нужно больше времени, чтобы начать работать, и им трудно сконцентрироваться утром, а вечером они бодры и полностью работоспособны.

Изучив дополнительную литературу по теме «Суточные биоритмы человека» и проведя исследование, автор узнал, что биоритмы оказывают влияние на работоспособность человека.

В ходе исследования автор научился:

- определять хронотипы школьников, применяя различные методики;

- составлять режим дня для «сов», «жаворонков», «голубей».

Для определения хронотипов человека недостаточно применять только психологический тест. При составлении режима дня необходимо учитывать индивидуальные биоритмы человека.

Гипотеза подтвердилась. Хронотип человека влияет на его работоспособность.