Проекты

Прокрастинация среди подростков поколения «М»: причины возникновения, связь с тревожностью и методы её преодоления

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ «Лицей №1586»
Предметы: Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Определить, помогает ли знание проблемы управлять человеку своим поведением, и найти связь тревожности и прокрастинации.

Описание

Сегодня развитие подростков, их подготовка к более серьёзным этапам жизни (процесс перехода от детства к зрелости) происходит в условиях значительных информационных нагрузок. По мнению целого ряда учёных, современное поколение подростков – поколение «М», как их назвал психолог Ларри Розен («М» – от слова «многозадачность»), всё чаще сталкивается с проблемой подростковой многозадачности, когда переключение внимания с одной задачи на другую способствует стремительному сжиганию глюкозы в мозге подростка. В свою очередь, глюкоза необходима для поддержания концентрации внимания. Как следствие − многозадачным детям тяжело собраться с мыслями, отфильтровать лишнюю информацию. Выполняя несколько дел одновременно, подростки склонны терять мотивацию не только завершить начатое, но и приступить к работе. Такое нежелание приступать к работе получило название прокрастинация. В работе исследуются причины появления прокрастинации, связь тревожности и прокрастинации, а также возможные способы её преодоления.

Гипотеза

Тревожность является одной из причин прокрастинации у подростков. Подросток, зная методы управления своей силой воли, будет стремиться к продуктивности и большей производительности.    

Задачи

1. Создать авторский видеоролик о способах борьбы с прокрастинацией.

2. Разработать анкеты.

3. Провести анкетирование и тестирование учащихся 7–8-х классов, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

4. Через 2 месяца провести повторное тестирование и анкетирование, обработать полученные данные и провести корреляционный анализ.

5. Определить способы, которые помогают подросткам повысить мотивацию к работе.

В начале работы над проектом были изучены строение, функции миндалевидного тела головного мозга и его роль в возникновении прокрастинации; природа возникновения мотивации как одного из факторов, необходимых для преодоления прокрастинации.

Чтобы убедиться в достоверности гипотезы, в ходе работы был проведён статистический анализ и student’s t-test в программе Excel, которые подтвердили предполагаемые ранее результаты.

Исследовательская часть:

- проведение тестирования в 7–8-х классах на определение уровня тревожности с помощью теста Спилбергера-Ханина;

- ознакомление учащихся с термином прокрастинация посредством показа авторского видеоролика;

- проведение анкетирования по вопросу прокрастинации;

- занесение данных в таблицу и выявление корреляции между наличием прокрастинации и уровнем тревожности;

- раздача памяток со способами преодоления прокрастинации;

- повторное (через 2 месяца) тестирование и анкетирование группы, следовавшей рекомендациям;

- выявление динамики уровня тревожности;

- проведение статистического теста и, на его основе, student’s t-test, которые позволили доказать достоверность гипотезы.

Как показали исследования в работе, способы, помогающие преодолеть прокрастинацию, действительно могут быть применимы даже учениками средней школы.

При качественном следовании рекомендациям, которые получили ученики, уровень тревожности ребят снизился. Это наблюдалось по результатам второго тестирования.

Оснащение, использованное в работе

• Тест Спилбергера-Ханина на определение уровня тревожности

• Авторская анкета «Наличие прокрастинации»

Результаты

1. Тревожность действительно является одной из причин прокрастинации, которая, в свою очередь, относится к ситуативной тревожности.

2. Человек, понимая волевую сферу своего сознания и научившись управлять ею, может повысить эффективность своей работы, снизить уровень тревожности и, как следствие, минимизировать вероятность возникновения прокрастинации.

3. Более половины респондентов начали применять в жизни данные советы, отмечая снижение частоты возникновения прокрастинации.

4. Результаты исследования доказывают, что подростков поколения «М» необходимо знакомить с проблемой прокрастинации, объяснять причины её возникновения и предлагать возможные способы её преодоления.

Перспективы использования результатов работы

1. Включение информации о причинах прокрастинации в факультативный материал по предмету «Биология».

2. Создание календаря «Антипрокрастинация» для учащихся школы.

Награды/достижения

1. Всероссийский научно-практический конкурс-конференция «Intel-Авангард» – диплом участника.

2. Открытая московская инженерная конференция школьников «Потенциал» – диплом III степени.

3. Международная научно-практическая конференция «Искатель» – диплом I степени.

4. Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ – диплом победителя II этапа.

Особое мнение

«Для меня работа над проектом была полезным и интересным опытом. Несмотря на то, что в настоящее время достаточно много публикаций о прокрастинации, эта проблема недостаточно изучена относительно подростков, поэтому мне было любопытно узнать, как они воспримут информацию о «проблеме современности». Удивительным оказалось то, насколько восприимчивыми и ответственными могут быть ребята даже в 5 классе, так как многие из них действительно взялись за самоорганизацию и достигли хороших результатов, понизив уровень тревожности»