Проекты

«Звёздная сыпь» в зеркале мировой литературы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «История медицины. Психология и социология»

Направление работы: Дерматовенерология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1357
Предметы: Биология, Литература
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину» 2020 года

Актуальность

В рассказе «Звёздная сыпь» М.А. Булгаковым была поднята проблема широко распространённого в начале XX века венерического заболевания – сифилиса. В начале XXI века проблемой является рост удельного веса скрытых форм сифилиса, нейросифилиса. В связи с этим очевидна необходимость умения любого врача-специалиста вовремя обнаружить больного сифилисом.

Связь медицины с литературой следует рассматривать как необходимое условие получения качественного медицинского образования. Успех лечения во многом зависит не только от знания специальных дисциплин, но и, в целом, от мировоззренческой подготовки медицинского работника. Литературные произведения могут служить иллюстративными материалами к учебным пособиям, дополнительными источниками информации для более глубокого изучения симптомов и последствий заболевания, психологического состояния больного и, в конечном итоге, для расширения опыта начинающего врача.

Цели

1. Исследовать иллюстративные возможности литературных текстов, отражающих тему сифилиса, как дополнительных источников информации для начинающего врача.

2. Создать сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса».

Задачи

1. Изучить научную литературу о заболевании.

2. Разработать анкету «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов», провести опрос среди респондентов и проанализировать полученные результаты.

3. Собрать материалы из произведений художественной литературы, содержащие описания физических и психологических состояний больных сифилисом.

4. Проанализировать достоверность описаний симптомов сифилиса в художественных произведениях.

5. Сопроводить художественные описания заболевания научными комментариями.

6. Подобрать иллюстрации к собранным художественным описаниям, достоверно изображающие различные проявления сифилиса.

Описание

На первом этапе автором была изучена научная литература по теме исследования, в ходе чего была установлена история возникновения сифилиса, классификация, пути приобретения заболевания, основные симптомы на различных стадиях болезни.

На следующем этапе проведено анкетирование «Особенности восприятия будущими медиками литературных текстов» среди обучающихся 10–11 медицинских классов. В опросе приняли участие 111 человек. Респондентам было задано три вопроса: два открытых, позволяющих установить, читали ли они художественные произведения о болезнях, и если читали, то какие, а также 1 закрытый с выбором одного или нескольких альтернативных ответов, позволяющий выявить реакцию будущих медиков на художественное описание болезни.

Затем автор подготовил основу для сборника «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Всего было отобрано 13 фрагментов из произведений художественной литературы среди отечественных и зарубежных авторов. Каждый фрагмент содержал описание физического и психологического состояния больного. Для сборника были использованы фрагменты из произведений Вольтера, П. Мирного, А. И. Куприна, И. Э. Бабеля, М. А. Булгакова, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского и др.

Результаты

1. При анализе анкетирования были получены следующие результаты, которые оформлены в виде диаграммы.

 

53 человека отметили возникшее после прочтения чувство сопереживания, 59 человек – представление об описываемой болезни. 55 человек заявили о возникшем желании узнать больше о болезни, симптомы которой упомянуты в произведении. 41 респондент нашёл и прочитал информацию о болезни в научной литературе. У 6 учащихся возникли сомнения в достоверности описания писателями симптомов заболевания.

 

2. Разработан сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса». Готовый сборник содержит аннотацию, фрагменты из художественных произведений согласно хронологии их написания, иллюстрации. Каждый фрагмент включает в себя сведения о художественном произведении и его авторе, дополнительную информацию об образе жизни заболевших, научные комментарии с указанием симптомов и диагнозов больных. В сборник включены сведения о медицинской деятельности писателя и врача-венеролога М. А. Булгакова.

 

 

 

 

Выводы

1. Отобранный литературно-художественный материал является иллюстрацией учебного пособия по теме «Сифилис», а также дополнительным источником информации.

2. Использование данного учебного материала в сочетании с образностью литературного текста даёт следующие возможности:

- формирует у учащихся более точные представления о симптомах болезни;

- способствует воспитанию профессионально необходимых чувств сопереживания, сострадания, умения дать эмоциональный резонанс;

- позволяет подготовить учащихся к тому, с чем они встретятся на практике;

- тренирует наблюдательность, профессиональное внимание, побуждает «узнавать» изученное в окружающей действительности.

Перспективы использования результатов работы

Сборник «Дополнительные литературно-художественные материалы к изучению темы сифилиса» может быть использован при подготовке лекций, бесед о диагностике сифилиса, для пропаганды здорового образа жизни в среде подростков и молодёжи.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России

Мнение автора                                 

«Я благодарна проекту «Медицинский класс в московской школе», с помощью которого я погрузилась в очень интересное литературно-медицинское исследование, а также утвердилась в мысли связать свою жизнь с медициной. В перспективе на основе собранного литературного материала я планирую создать практикум, в котором будут представлены задания разных уровней сложности»