Проекты*

«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Миф или реальность?

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Психология, Физиология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2127
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

«Кто рано встаёт, тому Бог подаёт», – гласит русская пословица. В наше время почти вся работа – в школе, в офисе, на предприятии – начинается с утра. А это значит, что любящим подольше поспать людям будет нелегко приспособиться и проявить себя в делах. Так ли это на самом деле? Зависит ли успешность в обучении от биологических часов?

Цель

Исследовать взаимосвязь успешности и психотипа личности.

Задачи

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Протестировать детей, выявить их типы деления на «сов» и «жаворонков».

3. Сравнить успеваемость у детей.

4. Выявить успешных.

5. Проанализировать результаты.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Психологические тесты: модифицированная анкета по определению хронотипа (Хорн-Остберг), анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н. Г. Лускановой, исследование вербально-логического мышления Э. Ф. Замбацявичене

Описание

Объектом исследования стал психотип личности учащихся, а предметом – успешность детей в обучении. Была выдвинута гипотеза, что «жаворонки» успешнее «сов», так как учёба начинается в первой половине дня.

В ходе исследования использовали следующие показатели:

- индивидуальные особенности (психотипы);

- мотивация учения;

- развитие мышления;

- успеваемость ученика.

Участниками исследования стали 26 учащихся 4-го класса, средний возраст – 11 лет. Они выполнили психологические тесты, направленные на выявление психотипа.

Результаты

1. В классе из 26 человек «совами» являются 8 человек (31%), «жаворонками» – 7 человек (27%), остальные – «голуби» – 11 человек (42%).

2. Мотивация у детей разная, но в основном она средняя или высокая. Из 8 «сов», только у одного человека низкая мотивация, у «жаворонков» тоже 1 человек с низкой мотивацией.

3. Успеваемость в данном классе средняя: 9 троечников, 13 хорошистов и 4 отличника. Из 8 «сов» 2 ученика обучаются в основном на «три», 4 ученика – на «четыре» и 2 – на «пять». Из 7 «жаворонков» 2 ученика обучаются в основном на «три», 3 ученика – на «четыре» и 2 – на «пять».

4. Развитие уровня мышления у большинства детей либо высокое, либо среднее. Низкий уровень встречается у одной «совы» и 2-х «голубей». Высокий уровень развития мышления встречается в равной степени как у «сов», так и у «жаворонков».

Выводы

1. Есть учащиеся с высокой успеваемостью как среди «сов», так и среди «жаворонков», так же – с низкой успеваемостью.

2. При равных интеллектуальных способностях у учащихся наблюдается разная успеваемость.

3. Существует зависимость между мотивацией к учению и успеваемостью, т. е., чем выше мотивация к учению, тем выше успеваемость, и наоборот, чем ниже мотивация, тем ниже успеваемость.

4. Взаимосвязи между мотивацией и психотипом нет, как и нет взаимосвязи между психотипом и успешностью.

5. Успешность не зависит от психотипа, несмотря на то, что «жаворонки» активнее утром в отличие от «сов». Для достижения наибольшего успеха необходим правильный распорядок дня и чёткая организация работы. Это помогает снизить уровень нервно-психического напряжения как в течение дня, так и в целом.

Перспективы использования результатов работы

Материалы можно использовать в образовательной организации при создании системы мотивации учащихся и на занятиях по планированию своей деятельности.

Мнение автора

«Для меня стендовая защита работы на финальном этапе конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» – это новый опыт. Я имела возможность наблюдать за выступлениями других участников; смогла обсудить с ними их работы и свою; выслушала мнения и рекомендации экспертов по работе»