Язык кошек: интересные факты и наблюдения за моим котом
Работа победителя конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Зоология в медицине» |
Направление работы: Когнитивная этология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1534 «Академическая»
Email: Написать
Предметы: Биология
Классы: 8 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года
|
Актуальность
Головной мозг кошки имеет сходное строение с мозгом человека, а за эмоции и память отвечают одни и те же его участки (по некоторым источникам, мозг кошки на 90 % идентичен мозгу человека в восприятии эмоций). Кошки отлично понимают нас и смогли приспособиться и психологически адаптироваться к соседству с человеком, разработав специальный язык общения «мяуканье» (в дикой природе и при контакте с другими животными кошки не мяукают). Многие учёные, по результатам различных экспериментов, оценивают уровень интеллекта кошки на уровне двухлетнего ребёнка. Учёные-этологи (изучающие поведение животных) установили, что кошки умеют проводить причинно-следственные связи, абстрактно мыслить, решать сложные многоходовые задачи, считать. Понимание механизмов адаптации, поведения кошек может помочь человеку более осознанно относится к фауне и сделает наше соседство с кошками более гармоничным и взаимовыгодным.
Цель
Изучить поведенческие реакции домашнего кота, осознанность языка общения с членами семьи и эмоционально-поведенческого ответа кота.
Задачи
1. Изучить и проанализировать теоретический материал по теме исследования.
2. Оценить осознанность кошачьего мяуканья как звукового способа («языка»), выработанного только для общения с человеком.
3. Описать «язык» тела кошки как способа общения с человеком.
4. Изучить механизм, значение и практическое медицинское применение кошачьего мурчания и сделать выводы о том, что даёт человеку соседство-партнерство с кошкой, кроме ловли грызунов.
Оснащение и оборудование, использованное в работе
• Фотоаппарат
• Диктофон
• Видеокамера телефона
Описание
Автор наблюдал за домашним котом по кличке Бонифаций (Боня) (возраст 4 года) в условиях привычной среды (4 месяца в квартире в осенне-весенний период) и в условиях, приближенных к природным (4 месяца на даче в летний период). Автор записывал голос кота на диктофон многократно в различных ситуация: просил еду, открыть дверь, призывал поиграть, жаловался, злился и был готов к драке и др. Были сделаны фото- и видеосъёмки поведения животного в разной обстановке и настроении.
На следующем этапе проведён анализ и сопоставление записей голоса и фотоснимков за 8 месяцев наблюдений. Автор оценил эмоционально-поведенческий ответ кота с использованием «языка мяуканья».
Одним из этапов работы была оценка положительного влияния кошачьего мурчания на самочувствие человека.
Кроме того, автор исследовал порог слуха кошки с использованием записи волн для определения диапазона слуха.
Результаты
1. В ходе исследования было выяснено, что кошки используют «язык тела» и звуковое общение в зависимости от условий среды, в которой они находятся.
2. Одни и те же мелодии кот использовал совершенно осознанно в конкретных ситуациях, для выражения определённой просьбы. По голосу, даже не видя питомца, можно было безошибочно определить, с какой целью он зовёт хозяина и чего хочет.
В условиях, приближенных к дикой среде (на даче), Бонифаций реже использовал «язык мяуканья» с семьей, предпочитая «язык тела». В общении с другими животными при отстаивании территории издавал звуки, отличные от мяуканья (шипение, «крик драки»). Поведение Бони в природе было максимально приближено к поведению диких котов.
3. Автор описал «язык тела», с помощью которого питомец выражает настроение, эмоции, желания. Было замечено, что домашний кот хорошо считывает настроение хозяина как по вербальному, так и невербальному поведению; адаптирует в ответ свой стиль, проявляет эмпатию, оставаясь при этом независимым.
Эмоции:
- Глаза полуприкрыты – «отличное настроение».
- Розовый нос, розовые уши, розовые лапки – «счастлив».
- Уши назад, внимательный взгляд – «раздражён и недоволен».
4. При возвращении осенью в квартиру Бонифаций вернулся к активному использованию «языка мяуканья».
5. При изучении влияния кошачьего мурчания было выявлено, что оно оказывает положительное влияние на здоровье человека: у бабушки автора наблюдали уменьшение болей в суставах и снижение артериального давления на 5–10 мм рт. ст. В дикой природе кошка мурчит, только когда больна и при общении с котятами. Мурчание – вибрации частотой 20 Гц. Эта частота благотворно влияет на состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем.
6. Диапазон слуха кошки до 85 000 Гц, у человека не выше 15-20 000 Гц. Питомец проявлял двигательную активность, встревоженность в то время, когда человек ещё или уже не слышал звуков (до 25 Гц и выше 20 тыс. Гц). Способность животного слышать инфразвуки объясняет его предчувствие землетрясения за 10-15 мин. Способность слышать ультразвуки помогает котам охотиться.
Выводы
1.Кошки – животные с высоко развитым эмоциональным интеллектом, совершенно чётко выражают свои эмоции, настроение, предпочтения и пожелания, используя «язык тела» и до 100 интонаций мяуканья в зависимости от конкретной ситуации (собаки – только 10).
2. Кошки считывают состояние человека по вербальному и невербальному поведению, адаптируя свой стиль поведения, оставаясь независимыми.
3. Домашние кошки при попадании в непривычную естественную дикую среду обитания, демонстрируют уверенное поведение, адаптируя его к изменившимся условиям.
4. Научившись у кошки наблюдать, слышать и чувствовать человека, можно более внимательно относиться и друг к другу, и к животному миру планеты.
5. Когнитивная этология развивается, преодолевая стереотипы о поведении животных.
Перспективы использования результатов работы
Фелинотерапия может более широко использоваться на практике как метод лечения и профилактики заболеваний. Для одиноких людей кошка может стать наилучшим эмоциональным компаньоном. В сейсмоопасных районах кошка может спасти жизнь человеку, предупредив о землетрясении.
Награды/достижения
1. VI научно-практическая конференция школьников «От атома до галактики» – победитель, диплом III степени.
2. Городской конкурс исследовательских работ обучающихся «Поиск – естественные науки» – победитель.
Мнение автора
«Я считаю важным проект «Медицинский класс в московской школе». Он помогает нам, школьникам, определиться с выбором будущей специальности, найти своё призвание, найти себя»