Проекты*

В фокусе Гендера – успешность

Работа победителя открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология и социология» среди индивидуальных работ учащихся 8−9 классов

Направление работы: Социология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1527
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Актуальность: Часто представления людей об успешном человеке определяют те или иные характеристики, такие как внешность, поведение, материально-финансовое благополучие и т. д. В большинстве случаев эти представления формируются уже в школьном возрасте. Важно проследить, как происходит этот процесс у обучающихся старших классов, и какие закономерности преобладают в нём.

Цель исследования

Изучить представления учащихся средней школы об успешности с использованием гендерных личностных шкал.

Задачи исследования

  • Изучить теоретические источники по проблемам: успешность, гендер;
  • Разработать вопросы анкеты, составить матрицу контент-анализа результатов анкетирования;
  • Провести методику «Гендерная идентичность» (Сандра Бем, адапт. Бураковой М.В.): 1. «Я – ГЕНДЕР»,

2. «УСПЕШНОСТЬ – ГЕНДЕР»;

  • Провести проективную рисуночную методику и сделать анализ рисунков учащихся «Успешный человек»;
  • Описать характерные представления учащихся об успехе и успешном человеке.

Содержание работы

В начале исследования были выдвинуты две основные гипотезы:

1. В представлениях учащихся об успешном человеке будут преобладать материально-финансовые характеристики;

2. Гендерные особенности успешности будут совпадать с преобладающим гендером учащихся.

Исследование проводилось по трём этапам:

1. Анкетирование учащихся для диагностики характерных представлений об успешности;

2. Диагностика гендерных особенностей учащихся и гендерных представлений об успешности (опросник С. Бэм в адаптации М.В. Бураковой);

3. Рисунок учащихся «Успешный человек».

Выводы

1. Гипотеза о том, что в представлениях учащихся об успешном человеке будут преобладать материально-финансовые характеристики, не подтвердилась. По результатам контент-анализа для учащихся важными характеристиками успешности в первую очередь являются внутренние факторы (достижение цели, семейное благополучие, профессиональное и карьерное развитие, самодостаточность).

2. Наиболее частым способом демонстрации своей успешности учащиеся выбирают внешние атрибуты. Результаты анализа рисунка «Успешный человек» подтвердили итоги контент-анализа. Возможно, это связано с тем, что у старшеклассников пока недостаточно социального опыта, чтобы оценивать успешность по другим критериям (нет профессионального опыта, большого опыта общения со взрослыми людьми). Также возможно влияние СМИ, в которых большое внимание уделяется материальным и финансовым критериям успешности людей.

3. Характерной особенностью представлений об успешности для старшеклассников была ярко выраженная маскулинность в образе успешного человека. Только небольшая часть учащихся описывает у успешного человека преимущественно феминные характеристики. Гипотеза о том, что гендерные особенности успешности будут совпадать с преобладающим гендером учащихся, не подтвердилась. Подобные результаты можно объяснить тем, что в современном обществе маскулинные модели поведения позволяют достигать больших результатов, а феминные модели оцениваются людьми скорее как проявление слабости