Проекты

Изучение ассортимента и оценка перспектив использования мужских контрацептивных препаратов в России

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Безопасность жизнедеятельности человека»

Направление работы: Здоровьесбережение
Авторы работы: Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский Предуниверсарий»
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

Несмотря на огромное количество различных противозачаточных средств, ежегодно в мире происходит около 85 миллионов незапланированных беременностей, 50% из которых заканчиваются абортом. В настоящее время разработано достаточно много эффективных методов женской контрацепции, но выбор противозачаточных средств для мужчин до сих пор ограничивается барьерным и хирургическим методами контрацепции.

Несмотря на продолжительную работу учёных, связанную с разработками новых препаратов, недостаток финансирования и предполагаемой заинтересованности потребителей сказывается на том, что до создания новых мужских контрацептивных средств и их массового производства ещё далеко.

Цель

Оценить текущую ситуацию и возможности распространения средств мужской контрацепции в Российской Федерации.

Задачи

1. Изучить зарегистрированный и находящийся в стадии исследования ассортимент.

2. Изучить особенности мужской контрацепции и причины невостребованности.

3. Провести социальный опрос и проанализировать полученные данные.     

4. Проанализировать результаты работы и сформулировать выводы.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Базы данных PubMed, Киберленинка, patents.google.com, www.freepatents.ru, rusneb.ru

• Платформа https://docs.google.com

Описание

В ходе работы автором был выполнен маркетинговый анализ ассортимента зарегистрированных на данный момент и находящихся в разработке мужских контрацептивных препаратов на отечественном и зарубежном рынках. Автор изучил особенности препаратов мужской контрацепции, а также причины их невостребованности.

Для более детальной оценки текущей ситуации и возможностей применения средств мужской контрацепции на территории РФ был проведён социальный опрос на базе платформы https://docs.google.com. Опрос был разделён на 5 секций: «Демографическая часть», «Осведомлённость», «Применение», «Открытость к потенциальному использованию в будущем», «Аспект социальной ответственности».

В опросе приняли участие 100 мужчин РФ старше 18-ти лет. Оценивался также фактор наличия детей у всех участников опроса.

Во второй части опроса была проведена оценка осведомлённости о различных средствах и способах мужской контрацепции. Автор выяснил, какие источники информации о контрацепции являются наиболее популярными.

В разделе «Применение» у респондентов спрашивали, применяют ли они средства контрацепции, если да, то укажите причину, почему решились применять мужские контрацептивные средства?

Была поставлена задача оценить потенциальную открытость к применению новых средств мужской контрацепции при появлении их в будущем на рынке. Автор изучил более детально вопрос ценовой доступности нового препарата по мнению участников опроса и предпочтения к форме выпуска средства.

Последняя часть опроса была посвящена оценке аспекта социальной ответственности за принятие решения о контрацепции в паре. Дополнительно респондентам был задан вопрос: «Как вы считаете, почему на рынке доминируют средства контрацепции для женщин и практически не представлены средства для мужчин?» В конце работы автором были проанализированы результаты, полученные в ходе работы, и сформулированы выводы. 

Результаты

1. Большую часть опрошенных составили мужчины от 18 до 35 лет (44%) и от 35 до 45 лет (39%). Участники в группе до 18 лет и старше 45 лет были наименее представлены в данном опросе, соответственно 3% и 14%. Не имеют детей 47% респондентов. Большинство (90%) пришлось на возрастную категорию до 35 лет и, соответственно, большинство участников (93%), у которых есть дети, пришлось на возрастную группу старше 35 лет.

2. 99% респондентов считают наиболее распространёнными барьерные методы контрацепции. Важно отметить, что данный метод контрацепции имеет достаточно низкий индекс Перля и не может считаться эффективным. 43% указали, что они знакомы с таким хирургическим методом контрацепции, как вазэктомия. Остальные предложенные средства и методы (вазорезекция, жидкие презервативы (гели), инъекции и мужская спираль) были известны менее 15% респондентов.

3. Среди источников информации самыми популярными оказались «от друзей и/или членов семьи» и «интернет», 70% и 61% соответственно. Остальные источники, такие как «от сексуального партнёра» и «от врача», указали менее 20% участников. Среди других источников информации некоторые из респондентов указали «рекламу» и «специализированную литературу».

4. 90% опрошенных применяли средства мужской контрацепции хотя бы один раз в жизни. На вопрос: «Укажите причину, почему Вы решились применять мужские контрацептивные средства?», большинство респондентов приводили два основных довода: для предотвращения нежелательной беременности и предохранения от заболеваний, передающихся половым путём.

5. 75% дали утвердительный ответ на вопрос, согласились ли бы они применить новое прогрессивное средство мужской контрацепции при наличии его на российском рынке. Для 84% респондентов предпосылкой при принятии позитивного решения стало желание быть уверенными, что новое средство будет достаточно изучено как с точки зрения эффективности, так и безопасности.

6. На вопрос «Какова была бы оптимальная стоимость нового препарата?» 68% ответили, что не готовы платить более 1000 рублей. 24% открыты к стоимости в ценовом диапазоне 1000–3000 рублей, 8% – 5000 рублей и более.

7. 62% и 43% из всех опрошенных предпочли бы традиционные твёрдые (порошки, гранулы, таблетки) и мягкие формы выпуска (мази, пасты, суппозитории и др.) средств соответственно. 34% открыты к приёму новых средств барьерного типа. 24% высказались о готовности применения жидких форм выпуска, таких как инъекции, суспензии и эмульсии. Менее 10% открыты к применению более редких форм выпуска: подкожных имплантов или накожных пластырей.

8. 85% респондентов считают, что мужчины и женщины в равной степени должны нести ответственность в вопросах контрацепции.

Выводы

1. Лимитированный выбор средств мужской контрацепции связан с неудачными попытками разработок контрацептивных средств для мужчин в прошлом и высокими требованиями к безопасности и эффективности потенциальных средств. На рынке довольно широко представлены средства для женщин, и они в значительной мере решают вопрос контроля над рождаемостью.

2. Тем не менее, в связи с растущим спросом как среди мужчин, так и женщин, а также усилении роли мужчины в решение вопроса контрацепции в паре, в настоящее время ведутся активные разработки в области мужской контрацепции.

3. Большинство опрошенных были довольно хорошо осведомлены и активно применяют известные им средства контрацепции, а также открыты к применению новых потенциальных средств контрацепции.

4. Лимитирующим фактором распространения новых средств в РФ может оказаться цена.

5. Большинство респондентов считают, что мужчины и женщины в равной степени должны нести ответственность в вопросах контрацепции, и можно предположить, что новые средства на рынке будут востребованы.

Перспективы использования результатов работы

Полученные данные можно использовать для просветительской работы среди населения.

Сотрудничество с вузом при создании работы

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Мнение автора

«Конференция «Старт в медицину» даёт школьникам возможность попробовать себя в научной деятельности. Я очень рада тому, что смогла принять участие в этой конференции и обрела бесценный опыт»