Проекты*

Сонификация фотоэффекта как средство отображения информации в тифлопедагогике

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Профилактическая медицина и гигиена»

Направление работы: Тифлопедагогика
Авторы работы: ГБОУ Гимназия № 1516
Предметы: Физика, Биология
Классы: 11 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 11–13 апреля 2019 года

Цель

Способствовать популяризации сонификации как инновационного метода наглядности в тифлопедагогике.

Описание

Слепые и слабовидящие дети не имеют возможности видеть этот мир. Для общего психического развития слепого ребенка очень важен слух. Сонификация – один из эквивалентов (слуховой) научной визуализации. В проекте показан метод звуковой сонификации сложного физического явления – фотоэффекта для слепых детей.

Задачи

1. Провести анализ научной литературы по теме исследования.

2. Найти различные способы передачи данных для слепых и слабовидящих людей и выявить наиболее подходящий.

3. Раскрыть актуальность использования сонификации как инновационного средства предоставления информации в тифлопедагогике.

4. Построить звуковую модель (сонификацию) явления фотоэффекта и законов фотоэффекта.

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Тифлопедагогика является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии.

Задачами тифлопедагогики как науки являются разработка путей и условий компенсации, коррекции и восстановления, нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении, изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения. Большое внимание при этом уделяется созданию специальных технических средств, способствующих расширению познавательных возможностей лиц с нарушенным зрением, повышению эффективности их обучения.

Коррекционная направленность наглядного метода обучения требует индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся со зрительной депривацией (сокращение либо полное лишение возможности удовлетворять основные потребности – психофизиологические либо социальные), поскольку зрительные возможности детей очень разные. В подобных случаях на помощь может прийти альтернативный метод представления информации, при котором она выражается в наборе звуков, – звуковая сонификация. Теория ощущений предполагает, что посредством слухового анализа продолжительности звуковых воздействий происходит дробление отдельных фаз звука, то нарастающего, то снижающегося по силе, то изменяющего периоды и колебания. В связи с этим возможна сонификация моделей сложных физических явлений, например фотоэффекта.

Фотоэффект – явление взаимодействия света или любого другого электромагнитного излучения с веществом, при котором энергия фотонов передаётся электронам вещества. Электромагнитное излучение, падающее на левый электрод вакуумной трубки, вырывает электроны из электрода, сообщая им кинетическую энергию. Благодаря этой энергии электроны достигают правого электрода, создавая в цепи электрический ток, называемый фототоком. Явление фотоэффекта было открыто Г. Герцем в 1887 году.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Компьютер.

• Программа WarmPlace.

Результаты

В ходе работы были получены следующие результаты.

1. Были произведены поиск и структурирование научной литературы по заявленной тематике.

2. Найдены способы передачи данных и выявлен наиболее подходящий из них.

3. Установлено, что сонификация может быть использована как инновационное средство предоставления информации в тифлопедагогике.

4. Построена звуковая модель (сонификация) явления фотоэффекта и законов фотоэффекта.

Перспективы использования результатов работы

Использование предложенной программы позволит сонифицировать различные физические явления: броуновское движение, диффузию в газах и жидкостях, модель протекания электрического тока в различных средах.

Особое мнение

«С помощью своего проекта я хочу показать, как можно использовать сонификацию в целях развития слепых детей на примере звуковой модели сложного физического явления – фотоэффекта.

Конференция “Старт в медицину” помогла мне получить опыт в защите исследования, а также сформулировать новые аспекты развития своей работы».