Проекты*

Исследование эмоционального состояния учащихся при дистанционном обучении

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Психология человека и социология»

Направление работы: Психология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2127
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

В настоящее время эпидемиологическая ситуация в мире быстро меняется и бросает новые вызовы обществу. В ситуации неопределённости всегда появляется чувство беспокойства и тревожности. Взрослые и дети вынуждены подстраиваться к новым условиям жизни, работы, обучения.

В условиях эпидемиологической ситуации у школьников есть возможность проходить обучение в дистанционном и электронном форматах. Дистанционная форма обучения отличается от традиционной формы, поэтому важно знать, с какими трудностями сталкиваются учащиеся при дистанционном обучении, и как эти проблемы влияют на эмоциональное состояние учащегося. Ведь поняв эти аспекты обучения, можно будет наметить пути преодоления препятствий, сделать обучение в дистанционном формате наиболее эффективным.

Цель

Выявить трудности, которые испытывают учащиеся при дистанционном обучении, и определить, как эти проблемы влияют на эмоциональное состояние учащихся старших классов.

Задачи

1. Изучить теоретические источники по теме исследования.

2. Составить анкету по выявлению трудностей при дистанционном обучении.

3. Провести анкетирование и тестирование среди учащихся 9–10 классов.

4. Проанализировать материалы по теме исследования.

5. Сделать выводы.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Анкета «Удовлетворённость дистанционным обучением»

• Тест школьной тревожности Филлипса

Описание

Анкетирование и тестирование проводились среди обучающихся 9–10 классов. В исследовании приняли участие 20 человек в возрасте от 15 до 16 лет.

Анкета «Удовлетворённость дистанционным обучением» включает 9 вопросов, отражающих отношение к дистанционному и традиционному обучению. Подсчитан общий балл высокой удовлетворённости дистанционным обучением (от 6 до 9), средняя удовлетворённость (от 4 до 6), низкий показатель (от 0 до 4).
Тест Филлипса позволяет выявить основные причины тревожности; определить уровень и характер тревожности, связанной со школой; оценить эмоциональные особенности отношений ребёнка с одноклассниками и учителями. Тест состоит из 58 вопросов.
Для выявления взаимосвязи между показателями был использован метод математического анализа. Статистическую значимость показателей определяли через критерий корреляции по методу Спирмена.

Результаты

I. По итогам анкетирования получены следующие результаты:

1. 75% обучающихся отметили, что усвоение знаний при дистанционном обучении ниже.

2. При дистанционном обучении больше успевают сделать по учёбе 55% учащихся, 45% успевали больше при очном обучении.

3. 20% учащихся считают, что объяснение урока лучше при дистанционном обучении, 80% – лучше на очном обучении.

4. 55% опрошенных ответили, что на дистанционном обучении меньше затрачивается энергии.

5. 70% считают, что интенсивность учебного процесса выше на очном обучении, 30% – при дистанционном обучении.

6. При дистанционном обучении временных ограничений меньше, чем при очном обучении, считают 70% учащихся.

7. Учебная мотивация выше при очном обучении – так ответили 75% опрошенных, у 25% – выше при дистанционном обучении.

8. На 60% учащихся дистанционное обучение оказывает негативное влияние на физическое и психологическое самочувствие.

9. В процессе дистанционного обучения родители помогали 25% учащихся.

Результаты анкетирования «Удовлетворённость дистанционным обучением»

 

II. По итогам проведения теста Филлипса получены следующие результаты:

1. «Удовлетворённость дистанционным обучением»: 15% – высокая, 25% – средняя, 60% – низкая.

2. «Общая тревожность»: 15% – высокая, 30% – средняя, 55% – низкая.

3. «Общая тревожность в школе»: 30% – высокая, 35% – средняя, 35% – низкая.

4. «Переживание социального стресса»: 25% – высокое, 5% – среднее, 70% – низкое.

5. «Фрустрация потребности в достижении успеха»: 5% – высокая, 10% – средняя, 85% – низкая.

6. «Страх самовыражения»: 30% – высокий, 35% – средний, 35% – низкий.

7. «Страх ситуации проверки знаний»: 40% – высокий, 15% – средний, 45% – низкий.

8. «Страх не соответствовать ожиданиям окружающих»: 40% – высокий, 60% – низкий.

9. «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»: 50% – высокий уровень, 50% – низкий уровень.

10. «Проблемы и страхи в отношениях с учителями»: 25% – высокий уровень, средний уровень – 30%, 45% – низкий уровень.

Результаты опроса по тесту Филлипса

 

III. Данные корреляции по методу Спирмена:

- высокая корреляционная связь общей тревожности и школьной тревожности, коэффициент корреляции (К корреляции) = 0,713;

- общая тревожность и школьная тревожность связана с ситуацией проверки знаний, К корреляции = 0,75; с проблемами в отношениях с учителями К корреляции = 0,59 и низкой стрессоустойчивостью К корреляции = 0,76;

- связь между переживанием социального стресса и страха не соответствовать ожиданиям окружающих, К корреляции = 0,5, а также со шкалой «Проблемы в отношениях с учителями» К корреляции = 0,54.

Выводы

1. Личная удовлетворённость или неудовлетворённость дистанционным обучением не связана с уровнем тревожности.

2. Учащиеся больше успевают на дистанционном обучении, так как меньше затрачивается энергии на что-то другое.

3. Интенсивность учебного процесса выше при очном обучении. Это связано с тем, что при очном обучении больше временных ограничений.

4. Учебная мотивация выше при очном обучении. Возможно, это связано с тем, что при обучении очень важен эмоциональный контакт учителя и ученика.

5. В процессе дистанционного обучения наблюдается повышение включения в учебную деятельность родителей.

 

6. Наблюдается высокий и повышенный уровень тревожности и снижение стрессоустойчивости.

7. Повышение общей тревожности связано с ростом школьной тревожности, которая объясняется ситуацией проверки знаний и проблемами в отношениях с учителями.

Перспективы использования результатов работы

Результаты исследования можно использовать для эффективной организации обучения в дистанционном формате.