Проекты

Анализ методик, используемых для адаптации и социализации детей с синдромом Дауна

Работа призёра конкурса проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Анатомия и физиология человека»

Направление работы: Генетика
Авторы работы: ГБОУ Школа № 1293
Предметы: Биология
Классы: 10 класс
Мероприятия: Конкурс проектов и исследований «Старт в медицину» открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» 2021 года

Актуальность

До начала XXI века во всех странах Западной Европы прошла реформа системы помощи людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Получили развитие новые программы диагностики, научных исследований и обучения. Практика помещения людей с отклонениями в развитии в клиники для душевнобольных вызвала резкое осуждение общества. Новое законодательство обеспечивало право получения государственного образования для всех детей школьного возраста, имеющих аномалии развития.

По статистике Всемирной организации здравоохранения, с диагнозом «синдром Дауна» рождается каждый 700–800-й младенец в мире. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах и социальных слоях. Образ жизни родителей, их здоровье, привычки и образование не влияют на данный генетический сбой. Люди с этой патологией отличаются от обычных людей, но они обладают такими качествами характера и способностями, которых нет у остальных. В связи с этим важное значение приобретают эффективные методики работы с такими детьми, направленные на решение проблем воспитания, образования и включения в социальную сферу детей с синдромом Дауна.

Цель

Используя опыт длительного общения с детьми с синдромом Дауна, вычленить лучшие обучающие и социализирующие методики работы, позволяющие адаптировать ребёнка к жизни в социуме.

Задачи

1. Проанализировать известные методы обучения и адаптации детей с синдромом Дауна и выделить наиболее успешные.

2. Разработать методическое пособие для работы в медицинском классе по теме «Генетические заболевания человека. Синдром Дауна».

3. Провести уроки по ознакомлению школьников с заболеванием.

Оснащение и оборудование, использованное в работе

• Пособия по обучению детей с синдромом Дауна

• Различные игрушки

Описание

Интерес автора работы к проблеме воспитания, образования и социализации детей с синдромом Дауна связан с тем, что брат автора страдает данным заболеванием. Существует большое количество методик, которые помогают эффективно обучать и развивать ребёнка с синдромом Дауна. Но у обычных детей процесс усвоения аналогичных умений и знаний легче и занимает гораздо меньше времени, чем у ребёнка с данным заболеванием. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения, использовать деятельностный подход.

В настоящее время существует интересная зарубежная программа по организации ранней коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна «Маленькие ступеньки». Именно по этой методике и были начаты занятия.

Практически с рождения с ребёнком проводят занятия по следующим направлениям:

общая моторика, тонкая моторика, зрительно-моторная координация, восприятие и понимание речи, развитие социальных навыков.

Целью работы с ребёнком с синдромом Дауна является достижение успешного его развития в доречевой период. Если кропотливо, изо дня в день заниматься с ребёнком, он обязательно, постепенно овладеет несложными видами хозяйственно-бытового труда и адаптируется в жизни. Отношение окружающих к детям с синдромом Дауна существенно меняется в положительную сторону, когда дети хорошо воспитаны, уважительны к старшим, а их поведение адекватно ситуации. Это является главным результатом успешно проделанной психолого-педагогической работы в период дошкольного обучения и в начальной школе.

В течение 10 лет при работе с ребёнком с синдромом Дауна в семье использовали различные методики. Это методики Ромены Августовой, Петера Лаутеслагера, «Метод послогового чтения» Т.С. Резниченко, «Глобальное чтение» Глена Домана, развивающая игра «Нумикон», арт-терапия, логические занятия, задания на запоминание правильности письма, трудовая подготовка, занятия ЛФК, логопедические занятия, альтернативная коммуникация и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Результаты

1. В ходе исследования автором были установлены методики, которые лучше всего зарекомендовали себя в развитии ребёнка с синдромом Дауна. Это методики Ромены Августовой, Петера Лаутеслагера, «Метод послогового чтения» Т. С. Резниченко, развивающая игра «Нумикон», арт-терапия и логические занятия.

2. Выявлены методики, которые не дали результатов в развитии ребёнка: метод Глена Домана «Глобальное чтение» и обучение правильному ориентированию на листе бумаги.

3. Также были разработаны собственные методики: «Большие слоги», «Горячо-холодно», «Музыкальная шкатулка», «Занятия из фетра».

4. Проведены уроки в медицинском классе по теме «Хромосомные заболевания. Синдром Дауна».

Выводы

На основе анализа материала, работы с ребёнком и обобщении данных, полученных от педагогов коррекционного класса, можно сказать:

1. Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь, т. к. их пассивный словарь богаче активного.

2. Трудности речи связаны с недоразвитием артикуляционного аппарата. Но если ребёнку дать задания разложить в группы картинки с мебелью и посудой или показать круг, квадрат, он легко выполнит такие задания.

3. Дети с синдромом Дауна из детского дома менее адаптированы к обществу и у них больше выражена умственная отсталость в силу того, что они получают мало индивидуального внимания в детстве, а ведь именно в раннем возрасте закладываются многие навыки развития речи, движения, общения и др.

4. Степень умственной отсталости детей с синдромом Дауна непосредственным образом влияет на диапазон различий в возможностях освоения ими академического образования.

5. В связи с разной степенью умственной отсталости и индивидуальными особенностями личности ребёнка, необходимо помимо общих методик подбирать индивидуальные методики по развитию детей с синдромом Дауна.

6. Индивидуальный подход в воспитании, образовании и социализации детей с синдромом Дауна даёт положительный эффект и должен использоваться для развития таких детей.

Перспективы использования результатов работы
Разработанные методики можно использовать при работе с детьми в коррекционной школе. Разработанный урок «Хромосомные заболевания. Синдром Дауна» можно рекомендовать для проведения на занятиях по биологии.

Мнение автора

«Была проведена, на мой взгляд, достаточно сложная, кропотливая работа, и я не хочу заканчивать её на этом, поскольку изучение различных заболеваний – это достаточно интересное занятие. Более того, своей работой я убедила многих людей в том, что дети с синдромом Дауна могут быть успешно социализированы. Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране, да и в мире, поменялось отношение к таким людям, ведь они чрезвычайно добры, внимательны и искренни»