Проекты*

Анализ шума в здании школы

Работа призёра открытой городской научно-практической конференции «Старт в медицину» в секции «Человек в современном мире»

Направление работы: Урбаноэкология и антропоэкология
Авторы работы: ГБОУ Школа № 2070
Предметы: Биология
Классы: 9 класс
Мероприятия: Открытая городская научно-практическая конференция «Старт в медицину», 12–14 апреля 2018 года

Цель
Провести анализ уровня шума в здании Школы № 2070 и проверить, не нарушаются ли в ней нормы шумового воздействия.

Описание

В настоящее время одним из самых «незаметных» загрязнений окружающей среды является шумовое загрязнение – актуальная проблема для урбаноэкологии и антропоэкологии. Она может быть важна и для ГБОУ Школы № 2070, потому что новый корпус школы окружён строительными площадками, производящими много шума; здание оснащено современным оборудованием – интерактивными досками, звуковоспроизводящей аппаратурой; здание очень большое и может производить много фонового шума. Может ли шумовое загрязнение мешать учебному процессу и отрицательно влиять на здоровье учащихся? Мой проект направлен на решение проблемы шумового загрязнения в школе. Он актуален с точки зрения концепции устойчивого развития, цель № 11 «Создание устойчивых городов и населённых пунктов».

Гипотеза
В здании школы № 2070 не превышаются нормы шумового воздействия.

Задачи работы:

  1. Измерить уровень шума в разных местах школы и на пришкольной территории.
  2. Результаты измерений сравнить с нормами.
  3.  Провести опрос учащихся, чтобы выяснить воздействие шума в учебное время. 
  4. По результатам анализа полученных данных выработать проектные рекомендации.

Согласно Государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» «наиболее значимым из физических факторов, оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки населённых пунктов продолжает возрастать».
Повышенный шум является вредным физическим фактором окружающей среды, воздействие которого на людей может привести к заболеванию или стойкому снижению работоспособности.
При повышенном уровне шума требуется больше физических и нервно-психических усилий, чем при уровне нормального звукового давления. Это приводит к быстрой утомляемости, снижению концентрации внимания, и, как следствие, производительности труда, что неблагоприятно для учебного и производственного процессов, т. к. может привести к производственным травмам и снижению успеваемости учащихся. Перенапряжение центральной нервной системы вызывает такие заболевания, как гипертоническая и язвенная болезни, желудочно-кишечные и кожные заболевания; неврозы, тугоухость и др.
Исследование проводилось в ноябре 2017 – январе 2018 года. В этот период близлежащие районы активно застраиваются, школа окружена стройкой с востока, юго-востока и юга. Замеры производились на всех этажах школы и на пришкольной территории с помощью цифровой лаборатории einsteinTablet+. Использовался датчик уровня шума, замеры проводились в дБА для удобства прочтения при перенесении данных в таблицу. Погода в период измерений стояла безветренная, что позволило избежать дополнительного источника шума (особенно во время измерений с открытыми окнами) и произвести точные вычисления. Для достижения максимальной точности на каждом месте измерения проводились по 3 раза. Каждая запись длилась 20 секунд.

Исследование проводилось в следующих местах:
1 этаж: раздевалка и рекреация (первая и большая перемены); столовая (большая перемена); спортзал (урок); пустой кабинет, выходящий окнами на стройку (с открытыми, потом – с закрытыми окнами).
2 этаж (начальная школа): рекреация во время перемены; библиотека во время урока (измерение шумового воздействия вентиляции).
3 этаж: кабинеты, выходящие окнами на стройку; кабинеты, находящиеся в противоположной стороне от стройки: громкость включенного справочного материала (песни; 1 парта) во время урока, голос учителя (1 парта); коридор во время перемены.
Также были произведены замеры громкости звонка, шума на лестницах во время перемены; спортивного поля и детской площадки на пришкольной территории.
Был проведён опрос 100 учащихся 5–9-х классов с целью выявить дискомфорт от воздействия шума.

Оснащение и оборудование, использованное в работе
Цифровая лаборатория einsteinTablet+ (датчик уровня шума).

Результаты

  • 1. В ходе сравнения результатов исследования с «Санитарными нормами СН 2.2.4/2.1.8.562-96» и «Московскими городскими строительными нормами» были выявлены многочисленные превышения норм уровня шума (на 60% точек измерений зарегистрированы превышения от 1 до 28 дБА). Гипотеза о том, что в здании не превышаются нормы шумового воздействия, в ходе исследования была опровергнута.
  • 2. В результате опроса было выявлено следующее: шум не причиняет дискомфорта школьникам на переменах, но мешает во время уроков; большинство учащихся сами являются источниками шума; на уроках бывают открыты окна, но уличный шум мешает меньшему количеству опрошенных; самые шумные уроки – математические науки.
  • 3. Наиболее шумными местами школы по результатам измерений являются раздевалка и рекреация, а по результатам анкетирования – столовая.
  • 4. Многие результаты измерений превышают норму, вероятно, потому, что:
  • а) в школе большое количество учащихся (около 2 тыс. человек);
    б) учащиеся не соблюдают школьный регламент: шумят на уроках, бегают по коридорам;
    в) сказывается близость стройки;
    г) расстановка мебели и аппаратуры в некоторых классах неудобна;
    д) 10% и 3% опрошенных соответственно ответили, что дискомфорт причиняет громкий голос учителя и работа оборудования. Это происходит потому, что передние парты находятся близко к учительскому столу и аппаратуре;
    е) в школе непрерывно громко работает система вентиляции.
  • 5. Разработан ряд проектных рекомендаций, направленных на снижение уровня шума.

Перспективы использования результатов работы
При выполнении проектных рекомендаций на территории школы будет понижен уровень шумового воздействия, что положительно отразится на здоровье учащихся.

Награды/достижения
Всероссийская олимпиада школьников по экологии 2017–2018 – победитель 3 и 4 практических туров регионального этапа